За молодежь приходится платить

Не успели журналисты вдоволь пошутить над закупкой партии карнавальных костюмов для Минобороны, как появился новый праздничный заказ – департамент семейной и молодежной политики города Москвы объявил открытый конкурс на оказание услуг по организации участия молодежи в праздновании Дня России 12 июня. Поставщик должен провести праздник с участием не менее 10 000 человек и продолжительностью не менее 10 часов.

Карнавальные костюмы для Минобороны более или менее понятны – анонимный чиновник министерства объяснил «РИА Новости», что костюмы нужны для ведомственного детского пансионата. Это такой старый советский вариант – социалка на балансе, праздник для работников своими силами, только вот костюмы решили не шить из подручных материалов, а купить. Будут ли сами офицеры решать собственные психологические проблемы и снимать стресс от реформы через переодевание, не так важно, главное – чтобы броня была крепка.

А вот заказ молодежного департамента Москвы выглядит новым словом в общественных отношениях.

Массовые молодежные акции до сих пор организовывались в основном с использованием не очень прозрачных схем финансирования. Предполагалось, что молодежь приходит на такие акции по зову сердца. По словам участников этого рынка, просто надеяться на молодежные движения неэффективно – без денег они настоящей массовки создать не могут. Более действенна практика заинтересовывания ректоров вузов, которые, в свою очередь, обеспечивают необходимый поток студентов добровольно-принудительными мерами.

Так же хорошо работает практика, когда в Москву везут молодежь из глубинки – потусить, попить пива, послушать музыку на бесплатном концерте.

На все это так или иначе нужны деньги, но прямых госзакупок конкретного числа участников на конкретное число часов раньше вроде бы не было. Сумма, правда, заявлена маленькая – 2 млн руб., или 20 руб. за человека в час, уложиться в нее будет очень трудно, и либо потребуются дополнительные деньги, либо параметры акции не будут соблюдены. Да и кто будет считать этих девочек и мальчиков?

Но важна идея. Тендер московского департамента легализует рыночный метод организации молодежных акций – что нельзя не приветствовать.

В этом году Росмолодежь объявила несколько тендеров на участие в организации форума «Селигер», но каким бы одиозным ни представлялся форум, там все-таки речь идет о понятном пропагандистском результате в понятной аудитории, для достижения которого надо потратиться на питание, уборку, шатры, тренинги. К тому же в «Селигер» привычно вложится и бизнес и участники заплатят взносы.

Празднование Дня России – гораздо более неопределенный проект. То есть легко представить, как колонны молодежи пройдут маршем, затем торжественная часть, затем – концерт. Но каким образом этот набор будет «формировать позитивную гражданско-патриотическую позицию у молодежи и студентов»?

Проведение праздничных мероприятий предполагает создание демонстрационного продукта, который власть и общество соглашаются воспринимать как реальный. Несмотря на все разъяснения, мало кто знает, что такое День России и что тут праздновать. Однако чиновники все равно должны устроить массовые мероприятия, которые якобы продемонстрируют коллективную самоидентификацию граждан. Граждане посмотрят на это в телевизоре и согласятся: ну да, праздник сегодня, День России, есть за что выпить.

Антропологи рассматривают практику дарения, обычную для любого праздника, в качестве акта презентации своего «я». В случае с государственными праздниками можно, наверное, говорить, что чиновники низшего уровня обязаны презентовать свое «я» чиновникам уровнем повыше – отчитываться, что стандартные праздничные действия выполнены, а силы и деньги потрачены.

В советское время организация массовки велась в основном через приказы и угрозы статусных потерь, сейчас эти факторы работают только в вузах – и то все хуже, студенты протестуют. Не работает и юношеская агрессия, жажда лидерства и публичности; она проявляется в других формах социальной стратификации – машины, девушки, физическое совершенство, богатство родителей.

Остается лояльность системе в надежде на социальные лифты и просто деньги как универсальный продукт потребления. Социологи отмечают, что современная молодежь в среднем лояльнее относится к власти и менее склонна к протесту, чем люди постарше. А лидерами в качестве идеального работодателя для нее стали государственный аппарат и госкомпании вроде «Газпрома». Но участие в массовых бессмысленных акциях редко помогает в карьере, поэтому движение в сторону монетизации энтузиазма вполне логично.