Русских гонят отовсюду

Один из сюжетов последнего времени, заслуживающих внимания, – изгнание МТС из Туркмении, практически не замеченное российскими властями (если не считать одного куцего заявления МИДа).

Между тем «противодействие дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров» прямо указано в числе приоритетов концепции внешней политики РФ, утвержденной президентом Медведевым 12 июля 2008 г. По идее, защита отечественного бизнеса за рубежом и должна быть приоритетом внешней политики – вместо бессмысленного противостояния химере натовской угрозы. Тем более что речь идет об СНГ, которое вроде как считается сферой особых российских интересов.

Но в случае с беспардонным изгнанием МТС российские власти вот уже несколько месяцев демонстрируют полную неспособность хоть чем-нибудь помочь. Когда в России возникали проблемы у французской Total, англо-голландской Shell, норвежской Telenor, американских Chevron или ExxonMobil, в ситуацию вмешивались напрямую президенты и премьеры этих стран, защищавшие интересы своих инвесторов весьма агрессивно. Наши власти, к сожалению, эту модель поведения не копируют.

Это не первый случай беспомощности наших властей по защите интересов отечественного бизнеса за рубежом. «Татнефть» вот уже скоро четыре года как не может вернуть оперативный контроль над Кременчугским НПЗ на Украине, несмотря на то что у власти в этой стране уже давно Виктор Янукович, ради поддержки которого Россия сломала столько копий. Год назад Владимир Путин с украинским премьером Николаем Азаровым договорился создать по этому вопросу рабочую группу, но воз и ныне там. Контроль над месторождением Западная Курна в Ираке «Лукойлу» пришлось возвращать, по сути дела, самому.

Да и в Туркмении у российского бизнеса проблемы МТС – не единственные: в прошлом году представительство в этой стране был вынужден закрыть «Стройтрансгаз», а «Лукойл», несмотря на пятилетние попытки войти на туркменский рынок и опыт буровых работ на туркменском шельфе, не был допущен к участию в тендере на разработку двух морских блоков на шельфе Каспия – туркменские власти отдали права на их разработку американским Chevron и ConocoPhillips и абу-дабийской Mubadala Development.

Неспособность российской дипломатии защитить интересы российского бизнеса за рубежом – один из явных признаков внешнеполитической слабости. Уже из ближнего зарубежья, Украины и Туркмении, наши компании выгоняют «по беспределу», а мы ничего с этим не можем сделать, подавая другим странам четкий сигнал: так действовать можно, Россия все это проглотит. Умение обеспечивать благоприятные условия для международной деятельности своего бизнеса – один из ключевых критериев той самой конкурентоспособности России, о которой в последнее время так много разговоров. В данном случае это прямо зависит от государства.