О новых медиа и одиноких блогерах

Группа «Иванушки Интернешнл» в моей памяти осталась ровно двумя эпизодами: исковерканным ударением слова "снегири" (я по наивности юных лет все думал, куда же смотрит тот самый надзорный орган, который должен следить за тем, чтобы все всегда в телевизоре или с эстрады говорили правильно) и почему-то куплетом песни «А тучи как люди. Как люди они одиноки». Что было дальше (как, впрочем, и до этого) в этой песне, я уже не помню, но уверен: это легко находится в интернете. А вспомнилось мне это как раз относительно блогов. Ведь, действительно, они кажутся совершенно одинокими.

Сегодня, третьего мая, – Всемирный день свободы печати (или прессы), устраиваемый уже около двадцати лет ЮНЕСКО. Сам день приурочен к подписанию Виндхукской декларации 1991 г. в Намибии, где африканские журналисты в очередной раз изложили принципы свободы печати. В этом году первый раз официальные мероприятия проходят в Вашингтоне, в США и первый раз этот день посвящается новым медиа – медиа XXI в.

Понятие новых медиа все еще расплывчато – сегодня вообще трудно представить четкое определение данного термина. Сам термин СМИ тоже не всегда точно определяем. С газетой все понятно, но является ли средством массовой информации, к примеру, пресс-релиз компании Apple, объявившей о новом iP-чем-то? Прочли его миллионы людей, получили из него информацию, но все же это не СМИ.

Однако в этом году можно точно сказать, что блоги в России – больше чем блоги. Они уже и правда новые масс-медиа. И хотя 99,999% блогов – это частные записки или способ зарабатывания денег копированием друг у друга всего, что возможно, тот самый 0,001% или даже меньше, выполняющий социальную функцию передачи новостей или создания своего рода новостных потоков, и является теми самыми новыми независимыми (не всегда, но часто) СМИ. И лучшим тому доказательством служат недавние компьютерные атаки на Livejournal и на «Новую газету». Скорее всего, за ними стоят одни и те же люди.

Именно это событие позволяет с уверенностью говорить, что блоги в России наконец-то стали масс-медиа. Их создателей бьют так же, как и журналистов, а сами блоги подвергаются кибератакам так же, как традиционные СМИ. Сходство налицо. Есть, однако, и серьезные отличия. В отличие от отдельных СМИ, защищаться от кибератак приходится платформе, где они размещены, а не индивидуальным блогерам. Не исключено, что когда-нибудь блоги постепенно будут становиться отдельными сайтами со своими платформами, как «Ханффингтон пост» в США, превратившийся за несколько лет из индивидуального блога в мега-медиа с более чем 10 млн читателей. Практически столько же у сайта The New York Times. Но для российских блогеров это пока почти невозможно.

И еще одно важное отличие. У блогеров пока нет своей серьезной ассоциации – они разрозненны и одиноки. Но и это, видимо, временно. Поддержка друг друга у них очевидно сильная, так что не за горами и объединение.

Ну а до тех пор – с праздником, дорогие представители СМИ, журналисты и блогеры!