Статья опубликована в № 2860 от 26.05.2011 под заголовком: Компания недели: «Яндекс»

Русская история Яндекса

Сомнений в том, что IPO «Яндекса» на бирже NASDAQ пройдет успешно, не было, кажется, ни у кого. Инвесторы ждали выхода крупнейшего российского поисковика на биржу давно – еще с 2008 г., когда это событие чуть-чуть не состоялось. А незадолго до всамделишного размещения The Wall Street Journal опубликовала восторженную статью про «Яндекс», в которой говорилось, что он даже не похож на российскую компанию: стоит переступить через порог офиса – и ты уже не в России.

На самом деле «Яндекс», по-моему, как раз очень российское явление. В конце 1980-х гг. молодые программисты во главе с Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, занимавшиеся поиском в текстах патентов и компьютерной лингвистикой, решили поработать вместе. Плодом их трудов явилась технология интернет-поиска. Сначала Волож и Сегалович думали продать эту технологию другим компаниям (например, Rambler и «Инфоарт»), однако те отказались – пожалели $50 000. Тогда было решено создать свою интернет-страницу с функциями поиска. Так в 1997 г. появился www.yandex.ru. А три года спустя – и компания «Яндекс». Сейчас она стоит уже чуть дороже – $11 млрд.

Если бы вся эта история начиналась в Кремниевой долине, от момента разработки технологии до создания компании прошло бы не несколько лет, а несколько месяцев. Немедленно нашлись бы бизнес-ангелы или венчурные инвесторы, готовые профинансировать проект. Но история начиналась в Советском Союзе.

Впрочем, родись «Яндекс» в США (или в Европе), он едва ли обрел бы такую популярность. Англоязычный мир знает по большому счету только один основной интернет-поиск – от Google. Yahoo!, а тем более сравнительно недавно появившийся Bing – проекты периферийные. Не говоря уже о национальных поисковиках – из подобных проектов состоялись считанные единицы: чешский Seznam.cz, китайский Baidu.cn да вот российский «Яндекс». Причины, почему именно эти поисковики добились успеха, можно перебирать долго. Но однозначного ответа у меня, например, нет до сих пор. Есть факт: в России 65% рынка онлайн-поиска контролирует «Яндекс», а великий Google – только 21,8%.

Вот и выходит, что «Яндекс» – чисто российская история. Даже зарегистрирована в Нидерландах, как многие российские компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать