Кто хочет уехать из России и кого заграница не ждет

Пятая часть россиян готова уехать из России, выяснил ВЦИОМ. За последний год такое желание посетило треть населения крупных городов, добавил «Левада-центр». Социологи уточняют – цифры относительные, люди просто показывают отношение к тому, что их окружает. Это объяснение социологи, очевидно, считают утешительным. Одно дело – намерение, другое – поступок. Но утешение слабое: люди признаются, что не любят жить там, где живут.

Так совпало, что в последние годы иностранцы все чаще угрожают российским чиновникам закрытой дверью в США и Европу. То Браудер уговаривает Европу на визовые санкции для силовиков из России, и Европа вроде бы не против. То американский сенатор обсуждает с российским оппозиционером, не ограничить ли в передвижении чиновника Кремля.

В сфере гостеприимства – те же рыночные отношения. Кому запретишь принимать в гостях кого хочешь и уезжать в гости к тому, кто зовет. Выход – быть конкурентным гостем. Ну или конкурентным хозяином. Но на это нужны деньги, а капитал из России бежит, не отставая от мозгов.

Российские чиновники, когда их не зовут в гости, не думают о конкуренции, они просто обижаются и строят вокруг своего дома высокий забор, становясь убежденными почвенниками.

Они с новой силой влюбляются в родину, ведь если ты плывешь в лодке по реке, как премьер Путин, на ее берегу будет стоять невозмутимый рыбак – для того только, чтобы приветливо помахать тебе рукой, когда ты проплываешь мимо.

Отпуск чиновник и рыбак могут проводить в курортном городе, хоть и олимпийском, с его шумной, не слишком трезвой и нетребовательной набережной. В отличие от чиновника рыбак может и не знать, какая красивая тишина бывает на других набережных. Ведь чиновник обеспечил его лишь социальными лозунгами и удочкой.

В будни чиновник и рыбак могут ходить на фронт, куда зовут целыми рыбачьими артелями. Еще недавно, казалось, не только соседи, но и рыба от такого заговорила бы. Но за забором – свои правила и злые собаки.

Когда бизнесмен Сергей Полонский год назад признался чиновнику Кремля Владиславу Суркову про чемоданное настроение, Кремль ответил обиженно: чья бы корова мычала, кому, как не ушлому бизнесу, жилось на Руси хорошо. По данным социологов, по ту сторону забора стремятся теперь просто активные люди, умеющие пользоваться глобусом. И тогда какая разница, что кричать вслед, если чемодан собран или, того хуже, – сдан в багаж.