Почему Берлускони не Путин

Итоги общенационального итальянского референдума, прошедшего 12–13 июня, многими обозревателями оцениваются как начало конца политической карьеры Сильвио Берлускони. По всем вынесенным на голосование вопросам итальянцы высказали решительное нет: против новой программы по атомной энергетике более 94%, против приватизации водных ресурсов и установления тарифов на воду более 96%, против частичного иммунитета премьера и министров от судебных преследований около 95%. Явка избирателей составила 57%, что делает итоги референдума действительными. Оппозиция уже призвала правительство уйти в отставку – на референдуме впервые удалось показать, что Италия против Берлускони (по подсчетам получается, что около 53% всех избирателей высказались против правительственных инициатив).

Большой друг Владимира Путина Сильвио Берлускони кажется нам вполне российским по духу политиком. Он умеет провести нужные законы, использовать или организовать с выгодой для себя особенности избирательной системы, сохранять крупнейший бизнес, работая в правительстве, контролировать большую часть медиа в стране, допускать скандальные и неполиткорректные высказывания в адрес других стран и их лидеров, быть обвиненным в подкупе, налоговых преступлениях, незаконном финансировании предвыборной кампании, связях с мафией и с несовершеннолетней проституткой – и ни разу не быть осужденным.

И все-таки итальянская политическая система недостаточно податлива для таких людей, как Берлускони. Возможно, в первое время на его «шалости» избиратели смотрели сквозь пальцы, тем более что ему удалось консолидировать правый фланг вокруг партии «Вперед, Италия», после того как несколько старых партий развалились в результате антикоррупционной операции «Чистые руки». Но какими бы ни были национальные политические традиции, современная Италия не зря относится к демократическим странам. Там есть независимый суд, который после референдума получит возможность допросить премьера хотя бы по тем четырем уголовным делам, которые расследуются. Есть сильная оппозиция, которая придет к власти на очередных или досрочных парламентских выборах. И есть возможность провести референдум по неприятным для власти вопросам – и получить плачевные для власти результаты.