Чего нет в советах экономистов

Санкт-Петербургский экономический форум – ежегодный повод для зарубежных экономистов обратить внимание на Россию и дать нам несколько простых и дельных, на их взгляд, советов.

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность России, достаточно очень простых мер, пишет Йохен Вермут, партнер и директор по инвестициям Wermuth Asset Management в статье «Как улучшить климат» («Мнения, комментарии» № 98 от 1.06.2011). Достаточно «проявить политическую волю и решительно заняться улучшением судебной системы: она должна стать независимой от всякого воздействия властей». Вермут также рекомендует «поощрять и поддерживать свидетелей, а не сажать их в тюрьму», хорошо оплачивать труд чиновников и судей, чтобы ограничить коррупцию, упростить перемещение иностранцев по России, а в вопросе передвижения первых лиц советует российским лидерам «ориентироваться на Германию, в которой канцлер на работу ходит пешком или ездит на велосипеде».

Дипломатичные советы иностранцев часто вызывают улыбку. Вот, например, Джим О’Нил, председатель совета директоров Goldman Sachs Asset Management и автор знаменитой аббревиатуры BRIC, во вчерашнем номере «Ведомостей» вспоминает, как в 2008 г. ехал в «Шереметьево»: «Дорога в аэропорт подчеркнула целый ряд проблем, с которыми страна до сих пор не справилась». Аэропорт «Пулково», по его мнению, также «очень выиграет от реконструкции». Знаменитый аналитик получает «пять» по искусству политкорректности!

Только вот, чтобы справиться с проблемами, которые О’Нил увидел, видимо стоя в пробке на Ленинградке, придется разматывать очень большой клубок – решить проблему сложных взаимоотношений между Москвой и Московской областью, изменить политику участия государства в создании монополий, которые практикуют пренебрежительное отношение к потребителям, решить проблему мигалок и тотальной коррупции гаишников, давно позабывших о том, что они существуют ради эффективной организации движения транспорта, разобраться с воровством при проектировании и строительстве дорог и т. д.

А вчера к хору советчиков присоединился Всемирный экономический форум, который опубликовал доклад о конкурентоспособности России в 2011 г. (подробности – в статье на этой странице).

Авторы доклада задаются вопросом: почему же Россия, такая богатая ресурсами и возможностями страна, демонстрирует «достаточно посредственные экономические показатели» и не пользуется своими преимуществами?

Мешают коррупция и плохие институты, а еще Россия чаще других использует командно-административные методы и регулирует цены, резюмируют они. Соответственно, улучшить инвестиционный климат просто: надо победить коррупцию, наладить соблюдение прав собственности.

И ведь все правильно пишут. Это как если бы пришел наркоман к врачу, а тот и сказал бы ему: «Вы, батенька, перестаньте употреблять вредные вещества – и все у вас наладится: и здоровье улучшится, и семья появится, и работу хорошую найдете». – «А как перестать употреблять?» – «Да очень просто: возьмите и перестаньте».

А не получается просто взять и перестать. Ни одна из упомянутых «простых» рекомендаций не является технической, о чем сами советчики знают, но, будучи дипломатами, не говорят. Оборотная сторона независимости суда и прочной защищенности института частной собственности (и от государства, и от олигарха) – это ограничение центральной власти. Всюду, где право выше произвола, а суд независим, власть ограничена. Простая фраза «сделайте свою судебную систему независимой» на самом деле означает: «Смените власть или добейтесь от существующей безусловных гарантий свободы суда и неприкосновенности вашей личности и собственности». В каждой из тех стран, где такие гарантии есть, – и в стране Джима О’Нила, и в стране Йохена Вермута – эти гарантии были вытребованы гражданами в процессе конфликта, революции или – в самых лучших случаях – в ходе всеобъемлющей и обязывающей сделки между обществом и властвующей элитой.