В России растет протест по отношению к коррупции

Последние опросы об отношении к коррупции в России демонстрируют рост недовольства, даже протест. Статистически ощутимо растет число тех, кто считает, что страна идет по неверному пути. Рейтинги лидеров падают. Строительство новых псевдопартийных конструкций не вызывает энтузиазма.

Значит ли это, что общество видит новую перспективу и стремится изменить отношения с государством? Не факт. Скорее, люди научились одновременно приходить к противоречивым выводам и никого это не смущает. Государственные институты кажутся неэффективными, чиновники раздражают – патернализм продолжает процветать.

Усиление государства, особенно его карательной функции, – первая реакция на любую проблему. Коррупция? Дать органам новые полномочия. Преступность? Ужесточить наказания. Наркомания? Сажать и вводить поголовное обязательное тестирование. Но в состоянии ли государство справиться с этими или другими вызовами? Никто в это не поверит.

Расщепленность сознания, неспособность построить непротиворечивую картину мира и есть, вероятно, основной симптом общественной деградации. У младенца нет рационального логического мышления – одни эмоции. У него в голове каша – отсюда его полная зависимость от родителей. Так и занятая обществом инфантильная позиция дает государству карт-бланш на любые решения.

Растущий скепсис – вещь в себе. Он не предполагает контроля или даже желания разобраться. Пример: единицы согласны, что суд над Михаилом Ходорковским справедлив и законен. Но из этого ничего не следует: тех, кто считает, что его надо выпустить на свободу, немногим больше.

Недоверие чиновникам – это полбеды. Главным образом люди не доверяют самим себе. В любой общественной сфере торжествуют пессимизм и безволие: все проблемы кажутся нерешаемыми. Тогда и не остается ничего другого, кроме как покрепче вцепиться в подол отцовского пиджака. Хотя заведомо ясно, что это не лучший выход.

Да, бюрократия безответственна и коррумпирована, но сама мысль передать ее функции на аутсорсинг вызывает отторжение – о чем бы ни шла речь. Идея заменить советские экзамены системой ЕГЭ – т. е. убрать из них государство в лице учителей и преподавателей – до сих пор вызывает большой протест. То же самое повторилось с новым образовательным стандартом, дающим людям инициативу в обучении их детей.

Как избежать новых пожаров? Первый, инстинктивный ответ: воссоздать лесничества. Что делать с дорогами? Сформировать госкомиссию. Как решить проблемы окружающей среды? Создать министерство экологии. Но если и как только оно появится, сразу победит мнение, что стало хуже, а оно понадобилось для откатов, взяток и воровства.

Это порочный круг. Зачем чиновнику быть честным, если никто в это не поверит? Как решать проблемы, решение которых представляется невозможным? Что делать?

Пока большинство ответов на эти вопросы только закольцовывают круг и подтверждают безнадежность парадигмы. Так или иначе они сводятся к надежде, что там наверху в критический момент кто-то займет ответственную позицию и рассудит верно.