Кому нужен закон об экстремизме

Депутаты от ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским предложили отменить закон о противодействии экстремистской деятельности. Этот закон существует уже девять лет, но вражды в нашем обществе за это время стало только больше.

Создавалось антиэкстремистское законодательство для благого дела – борьбы с пропагандой насилия и преступлениями на почве ненависти. Но международный термин hate crime у нас почему-то не прижился. Вместо него в ход пошел «экстремизм», который часто путают с терроризмом. Экстремистами называют теперь и нацболов, и свидетелей Иеговы, которые вообще-то против любого насилия.

Пользуясь расплывчатыми формулировками закона, власти часто прибегают к нему как к средству давления на журналистов, гражданских активистов, библиотекарей и даже министров. «За разжигание ненависти» к президенту Татарстана получил год и девять месяцев колонии-поселения главный редактор газеты «Казанские вести» Ирек Муртазин. Условный срок заработал и 22-летний блогер Савва Терентьев – за то, что в своем интернет-дневнике разместил нелестный отзыв о местной милиции. А в 2009 г. Генпрокуратура внесла представление министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой. Ее «экстремизм» состоял в неоправданном увеличении квот на привлечение иностранной рабочей силы, что, по мнению прокуроров, «способствует созданию условий для межнациональных конфликтов».

В последнее время стали популярны массовые преследования библиотекарей. Вот типичный пример: в марте 2011 г. по представлению прокуратуры Пономаревского района Оренбургской области 18 заведующих сельскими библиотеками были наказаны в дисциплинарном порядке. Повод – в библиотеках не было федерального списка экстремистской литературы. В этом списке, кстати, уже почти 800 наименований печатных изданий.

Аналитический центр «Сова» уже несколько лет отслеживает примеры и экстремизма, и «неправомерного антиэкстремизма». Статистика, собранная центром, говорит о том, что закон не способствует предотвращению насилия.

Предложение Жириновского, пусть оно и задумано как предвыборное и вряд ли пройдет через Думу, важно поддержать. Слишком уж хорошо этот закон защищает власти от критики.