Уютный кабинет в Смольном

Прошедшие выходные были, вероятно, не самыми приятными в жизни Валентины Матвиенко. В пятницу она узнала о перспективе возглавить Совет Федерации и попросила два дня на осмысление этой неожиданной для себя новости.

Покидать пост губернатора Петербурга, который она занимает больше семи лет, Матвиенко очевидно жаль. А многие петербуржцы этому рады. Губернатору припоминают заваленные снегом в прошедшие две зимы улицы, сосульки-убийцы, лицемерие в отношении зданий-памятников, которые губернатор защищает только на словах, успехи на девелоперской ниве компаний ее сына, который по совместительству возглавляет «ВТБ-девелопмент», отсутствие собственной позиции по поводу строительства газпромовского небоскреба, который многие горожане считают оскорблением исторического наследия.

С другой стороны, заметны и экономические успехи последних лет. Правительство Матвиенко в четыре с лишним раза увеличило городской бюджет, частично – благодаря чисто петербургской технологии перерегистрации крупных налогоплательщиков. Оно помогло петербургскому рынку открыться для крупных компаний, в том числе автоконцернов, построивших заводы в Северной столице. Большой вопрос, что из этого заслуга администрации, а что – рыночных механизмов, которые со скрипом, но действуют.

Менять уютный кабинет в Смольном на должность, которая считается третьей в государственной иерархии, должно быть досадно. В Совфеде не будет возможности распоряжаться увеличенным бюджетом, участвовать в инвестиционном процессе – одним словом, чувствовать себя хозяйкой второй российской столицы. Впрочем, по готовности усовершенствовать работу Совета Федерации или предлагать президенту сразу трех своих преемников несложно догадаться, каким будет ответ петербургского губернатора Кремлю.

Подозреваю, подобные трудные моменты Валентина Матвиенко переживала и раньше. Например, осенью 2003 г., когда недобрала голосов в первом туре губернаторских выборов, или в 2000 г., когда отказалась от шанса бороться за кресло в Смольном. Сегодня ей предстоит огласить свое решение, но и этот выбор, похоже, за нее уже сделали.