Спор военных и оборонщиков обострился

Вялотекущая контрактно-ценовая борьба между Минобороны и предприятиями – поставщиками вооружений снова обострилась. Но ожидать кардинальных решений не приходится. На каком-то уровне цифр стороны будут принуждены к компромиссу – до следующего раза.

Войну начал президент Медведев, во вторник обрушившийся с критикой на министра обороны Сердюкова. Министру было предложено разобраться с гособоронзаказом на 2011 г. и уволить либо тех, кто допустил срыв заказа, либо «паникеров»: «Вы знаете, по законам военного времени как с паникерами поступали? Расстреливали!» Вчера премьер Путин вернул ситуацию в мирное русло, заявив, что и цены должны быть адекватными, и предприятия должны вовремя получать финансирование: «Чтобы здесь не было больше никаких сбоев».

Взаимные жалобы регулярны: у Минобороны к предприятиям ВПК претензии по части завышенных цен, плохого качества и срыва сроков заказа. Предприятия жалуются на неритмичное и недостаточное финансирование, срыв сроков заключения контрактов.

Проблема ценообразования в ВПК связана со множеством факторов: тут и монополизм подрядчиков, и сложные кооперационные цепочки, и оторванность отрасли от остальной экономики, и необходимость государственного протекционизма. Минобороны влезает в экономику предприятия, требуя доказывать расходы, грозит включением в черный список сорвавших госзаказ, делает выборочные закупки импортной техники. В руководстве предприятий есть заслуженные люди, имеющие прямые выходы на руководство страны, – они пишут письма и жалуются. Проблема со сроками подписания контрактов и выделения денег в течение года связана и с российской бюджетной системой.

У каждого своя правда: Сердюкову нужно эффективно тратить деньги, предприятиям нужно платить рабочим и субподрядчикам. Любые закупки у ВПК есть форма субсидирования предприятий в той или иной мере, понятие справедливой цены там некоторая условность, считает редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.

Вероятно, договариваться по поводу этой условности стало сложно после недавних перетрясок в руководстве Минобороны. Однако слова Путина говорят о том, что и министерство, и предприятия сейчас будут обязаны быстро достичь какого-нибудь соглашения.