Должности не сдаются

Вчера утром на военно-морской базе на Кипре из-за возгорания взорвались боеприпасы, конфискованные в 2009 г. с судна «Мончегорск», следовавшего из Ирана. Погибли 12 человек, 62 пострадали. Уже днем добровольно ушли в отставку министр обороны и начальник национальной гвардии страны.

В России на Куйбышевском водохранилище в воскресенье затонул пассажирский теплоход «Булгария», из 208 человек удалось спасти только 80. Уже известно, что при эксплуатации этого старого судна нарушались технические и нормативные ограничения. На момент сдачи номера в отставку не подал никто из чиновников или правоохранителей, отвечающих за безопасность на транспорте и соблюдение лицензионных правил.

Российские министры и генералы не подавали в отставку после терактов в «Домодедово», в московском метро, на Дубровке, в «Невском экспрессе», в самолетах, после аварий на шахтах «Распадская» и «Юбилейная», на Саяно-Шушенской ГЭС, на подлодке «Курск» и подлодке «Нерпа», после массового убийства в Кущевской, после коррупционного скандала с крышеванием казино, после смерти в сизо Сергея Магнитского, после падений самолетов, схода с рельсов поездов, пожаров в подмосковных лесах и на складах вооружений. Количество жертв и пострадавших, сумма материального ущерба могут быть любыми – люди остаются при должностях, как будто они не занимают их по договору с обществом, а владеют ими.

Иногда отставки (больше напоминающие перестановки) все же случаются, но по инициативе сверху и никогда в связи с конкретным промахом, происшествием или скандалом. По конкретному поводу можно убрать только управленцев среднего звена, как было, например, после теракта в «Домодедово» (в МВД уволили руководителей линейных транспортных подразделений, в ФСБ – двух офицеров управления «Т» Службы экономической безопасности).

После Беслана в отставку подал только министр внутренних дел Северной Осетии Казбек Дзантиев. Федерального уровня чиновники подавали в отставку в результате трагедии последний раз в 1995 г. – министр внутренних дел Виктор Ерин, директор Федеральной службы контрразведки Сергей Степашин и министр обороны Павел Грачев (его отставка не была принята) после теракта в Буденновске.

Крупные российские чиновники во всех смыслах ни за что не отвечают. Зачем мы платим им зарплату?