"Старые посудины"

«Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное». Дмитрий Медведев, президент России

Как-то особенно жалко бывает людей, погибших в туристической поездке. Суетились, собирались, предвкушали долгие летние дни счастливого отдыха – и в один момент ничего не стало. Старая посудина, несколько минут – все, счастье утонуло.

Вот сейчас будет расследование, через какое-то время прокуратура и следствие торжественно доложат, кто виноват в массовом утоплении счастья; будет и другое расследование, по поручению президента, – о состоянии всех старых посудин в стране; и это расследование также выявит виновных.

Всех этих виновных в свое время показательно накажут, а жизнь будет продолжаться (или не продолжаться, как повезет) прежним порядком.

Обратите внимание: президент откуда-то сразу знает, что в стране, которой он руководит, плавает запредельное количество старых посудин. Оставим в стороне дискуссию о пределе количества старых посудин для отдельно взятой страны; а из высказывания следует одно из двух: либо относительно недавно Дмитрию Медведеву показывали статистику состояния российских речных судов, либо он сделал этот вывод из общего, так сказать, состояния дел.

Первое, по-моему, маловероятно, и прежде всего потому, что, какая бы ни была статистика по старым посудинам, она будет преуменьшенной. Потому что, насколько мне известно, значительная часть посудин плавает, никак не оповещая государство о своем существовании; или, точнее говоря, иногда тайно и вынужденно оповещая отдельных представителей государства денежными знаками. Жалко, конечно, что нельзя, как в случае с самолетами, взять и запретить пользоваться устаревшими типами судов.

Куда более вероятным, разумеется, выглядит второе предположение – что президент Медведев сделал вывод о запредельном количестве старых посудин просто из своего человеческого опыта и опыта руководства страной. У нас, кажется, запредельно много всего старого, оставшегося со времен так называемой крупнейшей геополитической катастрофы, и все оно, как показывают многочисленные происшествия, опасно для жизни, как был опасен Советский Союз.

Расстаться с советским наследством ни в политической, ни, к сожалению, в хозяйственной жизни почему-то никак не удается, несмотря на бесконечный поиск виновных и показательные процессы; а пора бы.