Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: От редакции: Транспорт на дне

Транспорт вышел из строя

Сегодня в России общенациональный траур. Число жертв катастрофы теплохода «Булгария», затонувшего на Волге в Татарстане, уточняется, но скорее всего превысит 100 человек. Последствия вынужденного приводнения пассажирского самолета Ан-24 на реку Обь в Томской области – шестеро погибших и четверо в реанимации (из 36 находившихся на борту).

Итоги этой последней аварии могли быть более трагическими, если бы не профессионализм и мужество летчиков, которые до последнего спасали пассажиров. Реакция властей естественная: Дмитрий Медведев, как и после недавней катастрофы Ту-134 в Карелии (47 погибших), предложил в ближайшее время запретить летать самолетам этого типа. Пассажирские суда велено проверить.

Решения такого рода настолько неадекватны масштабам проблемы, что их даже неудобно комментировать. Две катастрофы, происшедшие в далеких друг от друга регионах России, в который раз ценой жизней напоминают о катастрофической степени износа инфраструктуры и транспорта.

«Булгария» вышла из порта с вопиющими неисправностями, виной тому коррупция и безответственность (см. вторую редакционную статью). Но мы сейчас не об этом, а о возрасте техники. По данным Росстата, 9% российских речных и озерных судов, как и «Булгария», старше 50 лет. Еще 16% – старше 40, почти четверть – старше 30, треть – старше 20. Новыми (моложе 10 лет) можно назвать 5,7% кораблей.

Что с воздушными судами? В 2000–2010 гг., по данным Росстата, число гражданских воздушных судов сократилось с 6500 до 6000. Может быть, старые самолеты уступили место новым, более вместительным и безопасным? Нет, авиапарк сильно постарел. Доля самолетов и вертолетов возрастом от 15 до 30 лет выросла с 40 до 58%, доля машин старше 30 лет выросла с 1,7 до 27,6%. Доля сравнительно новых бортов, выпущенных 5–15 лет назад, сократилась с 57 до 7,2%. Совсем новых (до 5 лет) стало несколько больше: был 1% – стало 6,2%.

Разбившиеся Ан-24 и Ту-134 принадлежат к устаревшим образцам техники: последний Ту-134 выпустили в 1984 г., Ан-24 – еще в 1979 г. Добавим, что в отечественных авиакомпаниях сейчас числятся свыше 100 Ан-24 и более 90 Ту-134. Непонятно, почему Дмитрий Медведев решил вывести из эксплуатации «Аны» сейчас, а не после катастрофы в августе 2010 г., когда погибло 11 человек.

Отечественный авиапарк пополняется медленно и не всегда новой техникой. В 2007–2010 гг., по данным гендиректора НИИ гражданской авиации Василия Шапкина, отечественная промышленность поставила авиакомпаниям 19 дальнемагистральных и восемь региональных пассажирских самолетов.

За это же время компании закупили или взяли в лизинг 292 магистральных и 63 региональных судна иностранного производства. На вторичном рынке было получено еще 28 дальних и 55 региональных. Большинство из последних – устаревшие модели «Ту» и «Анов». Проблема крайне остра. Оставить устаревшие воздушные суда – значит подвергать угрозе жизнь и здоровье пассажиров. Вывести из эксплуатации к началу или к концу 2012 г., как это планирует Росавиация, – значит оставить без сообщения с региональными центрами обширные регионы Сибири и Дальнего Востока. Выпуск новых отечественных региональных самолетов идет медленно. Многие аэропорты в глубинке по причине износа взлетной полосы и устаревшего навигационного оборудования опасны для приема новых самолетов.

Гораздо чаще, чем в воздухе и на воде, люди в России гибнут на дорогах и в старых машинах. Почему президенту не запретить эксплуатацию морально устаревшей и небезопасной вазовской «классики»? Между тем благодаря госпрограмме утилизации на дороги вышла новая порция этих машин.

На этом фоне железная дорога, где доля закупленных в 2005–2010 гг. новых вагонов дальнего следования составляет 19% парка, а пригородных – 27%, выглядит прилично. Впрочем, новые скоростные поезда ходят у нас по старым путям.

Итогом нынешней дискуссии должны стать решения о комплексной модернизации инфраструктуры и транспорта, а не запреты на отдельные виды техники.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать