В Москве лучше быть машиной, чем человеком

Машина чувствует себя в Москве лучше, чем человек. До множества пунктов назначения добраться можно только на машине, можно остановиться где угодно, можно просто встать в правом ряду и читать книгу, тебя поймут. Вокруг все ведут себя также, к машине есть уважение — трогать и толкать ее нельзя. Но стоит превратиться в пешехода, и приходится протискиваться между другими стоящими автомобилями, дышать гарью, толкаться и ссориться с товарищами по печальной необходимости передвигаться пешком. Пешеход — это жалкое существо, «выпашее» из машины или вовсе ее лишенное.

Если оглянуться на историю Москвы последних 20 лет, то становится видно, как город из ориентированного на пешехода и общественный транспорт, становился автомобильным. Теперь это город для машин. Все способы давления, какие только можно было придумать — социальные и экономические — применялись, чтобы выдавить из города автобусы-трамваи вместе с пешим человеком, а автомобилю помочь. Происходило это, конечно, не из-за какой-то направленной политики, а из-за ее отсутствия. Общественный транспорт в 1990-е гг. сразу же стал дотационным, социально непрестижным способом передвижения. У троллейбуса, например, не появилось никакого преимущества перед автомобилем, никаких выделенных полос — он идет в той же пробке, а значит, нет стимула на него пересесть. Трамвайные линии просто убирались, именно потому что мешали проезду автомобилей.

Одновременно пользование автомобилем не ограничивалось, а поощрялось. И продолжает поощряться и, по сути, субсидироваться. Бюджетное финансирование ремонта дорог не компенсируется налогообложением, автовладелец не «платит» за дорогу, использование корпоративных машин — престижно, парковки, как правило, бесконктрольны и бесплатны. Строительство офисных центров никак не сопровождается увеличением пропускной способности города. Никаких мер, поощряющих использование новых, более экономичных, менее вредных машин, нет. Переход на более прогрессивные виды топлива идет медленно.

Радость индивидуальной мобильности — обладание автомобилем — полностью победила ценность человеческого общежития. Так что теперь и радость владения машиной — давно не радость, а часто обуза — опоздания из-за пробок, выхлопные газы, забитые тротуары. Мы получили среду, враждебную человеку. Она враждебна экологически, социально и экономически.

Опыт множества городов мира доказывает, что положение можно менять. Оно в принципе исправимо, но этим нужно специально заниматься. Многое из того, что придется делать — возвращать то, что уничтожено, например, трамваи, придется создавать выделенные полосы для троллейбусов, автобусов, возможно, такси, создавать скоординированную систему управления городским транспортом, делать парковки платными, подумать о платных участках, вернуть и улучшить дорожный налог и т.д. Подробно об этом — в только что вышедшей по-русски книге «Транспорт в городах, удобных для жизни» (Transportation for Livable Cities) Вукана Вучика. Важно понимать, что многие города проходили через похожие тупики и из них выходили. Нужна сложная и продуманная политика, требующая знаний, опыта и, естественно, честности в исполнении. Если уровень управления новых городских властей — это способность перемостить все троутары в центре плиткой, то мечтать о том, что голоса специалистов будут когда-нибудь услышаны, опять не приходится.