Андрей Панов: лентяи не должны учиться бесплатно

Абитуриенты престижных университетов и их родители судорожно обновляют страницы желанных вузов и ждут, когда наконец будет объявлен окончательный проходной балл ЕГЭ на выбранные ими факультеты. Если документы были поданы в МГУ, ВШЭ или, того хуже, в медицинский, то поводов для волнения действительно много.

Зато тем, кто выбрал вуз поскромнее, можно было и не нервничать. Как сообщил на заседании правительства министр образования Андрей Фурсенко, российские вузы в этом году недобрали абитуриентов на бюджетные места по ряду специальностей, в том числе в области энергетики, металлургии, транспорта и строительства. По словам министра, такая ситуация сложилась более чем в 100 вузах, подчиненных министерству. Переводя министра с языка формального на язык русский – любой двоечник, желающий стать строителем, может им стать за счет государства.

Чтобы заполнить бюджетные места, министерство попросит вузы перевести на бесплатное обучение тех, кто изначально не разобрался в ситуации и подал заявку на платные места по «недобранным» специальностям. Решение, не лишенное логики, однако вызывающее много вопросов.

Российские власти упорно пытаются подменить реальные потребности экономики желаемыми. Стране, особенно бизнесу, якобы нужны инженеры, энергетики и обладатели прочих достойных профессий. Государство, понимая это, выделяет деньги на поддержание соответствующего образования и готово оплачивать пять лет учебы даже тем, кто с трудом набирает на экзамене больше двойки. Однако после окончания института вышеозначенные выпускники сталкиваются с реальной жизнью – крупный бизнес, так много говорящий о нехватке образованных кадров, готов платить им 20 000–30 000 руб. Среднему и мелкому бизнесу они вообще не нужны. Точнее, не нужны по специальности, а продавцом в ларек или автосалон – это всегда пожалуйста.

Я часто выступаю за усиление роли государства и более активную его политику в управлении образованием, но здесь вынужден выступить в несвойственной роли. Государству незачем решать, какие профессии востребованы, а какие нет. В финансировании студентов должны превалировать два принципа – меритократия и социальная справедливость. Деньги нужно раздавать самым умным и самым нуждающимся. А уж куда они захотят пойти учиться – это их дело.

Стране будет гораздо больше пользы от горящего своей профессией, какой бы она ни была, талантливого отличника, чем от бездари, пошедшей в железнодорожники только потому, что никуда больше не светило. А если вдруг стране и экономике энергетики провинциального вуза будут нужны больше, чем продавцы салонов связи, то и платить им тоже будут больше и спрос «умный» появится.

Если же государство уверено, что без его помощи на «инженерно полезные» специальности вообще никто не пойдет, а люди такие на самом деле будут нужны лет через пять, то существует древний и проверенный способ, который используют многие страны. Нужно платить на таких факультетах очень высокую стипендию и обязывать выпускников несколько лет работать по распределению.