Статья опубликована в № 2909 от 04.08.2011 под заголовком: Компания недели: «Российские железные дороги»

Превращение монополии в олигополию

Правительство наконец официально разрешило РЖД продать свой главный актив – Первую грузовую компанию (ПГК), которая контролирует около четверти рынка всех железнодорожных перевозок в России. Впрочем, «разрешило» – не совсем подходящее слово: правительство несколько лет настаивало на ее продаже. Правительство хочет приватизировать и «Трансконтейнер»: в 2012 г. РЖД должна продать минимум 25% этой компании, занимающей более половины рынка в своем сегменте. Выходить из капитала «Аэроэкспресса» РЖД решила сама: ее частные совладельцы попросили продать им блокпакет. Правда, один из сотрудников РЖД уверяет, что и здесь не обошлось без указаний правительства.

Старт большой приватизации активов РЖД, в ходе которой распродаются самые доходные и перспективные компании, дан. В чьих интересах затеян этот передел? Блокпакет «Аэроэкспресса» хотят купить его нынешние совладельцы Андрей Бокарев и Искандер Махмудов – неслучайные люди, давно связанные с РЖД: они владеют крупным железнодорожным оператором «Трансгрупп», контролируют лидера сектора железнодорожного машиностроения «Трансмашхолдинг» (блокпакетом его владеет РЖД), принадлежащий им «Кузбассразрезуголь» является крупным клиентом железнодорожной монополии. Претенденты на «Трансконтейнер» – Fesco Сергея Генералова, которая уже купила в ходе прошлогоднего IPO 12,5% этой компании, и контролируемая «Н-трансом» Globaltrans – компании, давно работающие на транспортном рынке. С ПГК все еще интереснее: согласно условиям приватизационного аукциона ее будущий покупатель должен иметь пятилетний опыт работы на железнодорожном рынке и управлять не менее 15 000 вагонов. А под эти ограничения подпадают немногие: та же Globaltrans, «Нефтетранссервис» братьев Аминовых, UCLH Владимира Лисина и «Трансойл» Геннадия Тимченко. Внятного ответа, зачем понадобились такие ограничения, нет. Новых имен ожидать не стоит, а железнодорожная монополия в результате такой приватизации превратится в железнодорожную олигополию давно работающих на рынке игроков, которые в свое время рискнули туда войти. Есть сомнения, что грузоотправители, которые по задумке и должны стать бенефициарами реформы отрасли, в таком случае смогут получить сколько-нибудь заметный выигрыш. В отличие от будущих собственников лакомых кусочков бывшей монополии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать