Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2910 от 05.08.2011 под заголовком: От редакции: Дела недобрые

От редакции: Юридические лица вместо людей

Государственные компании в России отличаются особой любовью к благотворительности. Альтруизм «Газпрома» в прошлом году стоил его акционерам почти полмиллиарда долларов, рекорд «Транснефти» – $250 млн в год, а вчера стало известно о новом чемпионе: «Роснефть» в этом году пожертвует на благотворительность $234 млн. При этом госкомпании зачастую наотрез отказываются говорить, куда именно пошли деньги. Видимо, следуя христианскому принципу о том, что творить добрые дела нужно так, чтобы левая рука не знала, что делает правая.

Но акционеров госкомпаний такая скромность не устраивает. Миноритарий «Транснефти» Алексей Навальный несколько лет добивался раскрытия информации о ее благотворительном бюджете. Выяснилось, что большую часть денег получили благотворительный фонд «Константиновский» (Санкт-Петербург) и фонд «Кремль-9», поддерживающий ветеранов ФСО.

Благотворительность по-российски кардинально отличается от принятых в мире моделей филантропии. Деньги корпораций в США и Европе – это менее 10% общего объема благотворительных средств, остальное – деньги частных доноров. У нас же все наоборот. Россияне жертвуют личные деньги неохотно. В мировом рейтинге благотворительности World Giving Report Россия на 138-м месте из 153. Щедрее нас даже жители беднейших стран Африки.

Зато российские компании тратят на благотворительность гигантские по мировым меркам средства – от $15 млн до $25 млн в год (данные CAF). Но это не совсем филантропия в общепринятом смысле слова: фактически это расходы на обеспечение социальной стабильности в регионах, где работают компании-доноры, и принудительные расходы, инициированные местными властями, – «благотворительный рэкет». Понятно, почему госкомпании в этой системе – чемпионы, у них практически нет выбора.

Такая модель филантропии вредна для страны. Вместо того чтобы развивать успешный конкурентоспособный бизнес, российские предприниматели занимаются решением проблем, с которыми не справляется государство, по сути создавая альтернативную систему социальной защиты в регионах своего присутствия. Вдобавок «благотворительный рэкет» – это просто принуждение к плохому корпоративному управлению. Лучше, если благотворительностью занимаются живые люди, а не юридические лица.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать