Комедия как пособие по резке костов

Чем меня не перестает удивлять американское кино, так это своей актуальностью, актуальностью в прямом смысле этого слова: умением осмыслить и прокомментировать происходящее в весьма определенном ракурсе. Нет, я не про недавнюю голливудскую ленту к трехлетию осетинских событий, не про оскароносного «Повелителя бури», премьера которого совпала с отводом войск из Ирака, и даже не про пророческую комедию «Хвост вертит собакой», увидевшую свет задолго до скандала с Моникой Левински.

 

Мне интересны картины, где злободневные проблемы и варианты их решения проходят ненавязчиво - на втором плане. К примеру, прошлогодний блокбастер «Начало», где герои под руководством Лео Ди Каприо путешествуют по виртуальным реальностям сна в надежде заставить наследника многомиллионного состояния расстаться со своими капиталами и начать новую жизнь чуть ли не с нуля. Забавно, что премьера фильма совпала с пиком экономического кризиса и бурным обсуждением в прессе вопросов социальной ответственности бизнеса, а именно - обсуждением необоснованных сверхдоходов руководителей и владельцев крупных компаний и предложениями «делиться». Мне даже показалось символичным, что старт проката картины практически совпал со стартом кампании Giving Pledge («Призываем отдавать»), организованной по инициативе Уоррена Баффетта и Билла Гейтса: два богатейших человека мира призвали американских миллиардеров пожертвовать не менее половины состояний на филантропические цели — при жизни или после смерти. В результате инициативу поддержали представители более 40 богатейших семейств США.

 

Этим августом выбрался в кино лишь дважды - посмотрел пару комедий: «Ларри Краун» с Томом Хэнксом и Джулией Робертс и «Несносные боссы» с Дженнифер Аннистон. И что же?! В двух фильмах сценаристы вкрадчиво поучают зрителя, как вести себя в посткризисную эпоху. В первом нравоучения читают рядовым служащим и безработным, а во втором — их начальникам.

 

В комедии Тома Хэнкса (изрядно постаревший Форрест Гамп выступил тут и в качестве режиссера) ненавязчиво предлагается вслед за героем в кризис пересесть с дорогого джипа на экономный скутер, продать часть домашней утвари и на вырученные деньги пройти курсы экономики для чайников, которые, в свою очередь, помогут правильно «объявить дефолт» по ипотечному кредиту и обзавестись маленькой квартиркой в трущобах. Еще авторы «Ларри Крауна» советуют вспомнить о своих скрытых талантах и переквалифицироваться из продавца, скажем, в повара (с такой специальностью не пропадешь во все времена). Тем временем другая героиня картины (учительница Джулия Робертс) переоценивает своего мужа, писателя-неудачника, и избавляется от него как от непрофильного актива. В результате повар и его педагог обретают друг друга. Хеппи-энд.

 

Комедия «Несносные боссы» изобилует черным юмором, всякого рода забавными глупостями с выпивкой, сексом и наркотиками. Однако главная причина злоключений главных героев — трех служащих, решивших покончить со своими боссами, — сценаристами и режиссерами объясняется достаточно вкрадчиво: в кризис менеджеры принимают не совсем верные решения. Один из них, обещая повысить в должности своего верного подчиненного, демотивирует его — принимает решение занять вакансию сам - по совместительству, при этом сэкономив для бизнеса целых 25% оклада. Второй босс хочет в кризис «отжать компанию» и продать ее, а для начала заменить дорогих служащего-инвалида и беременную сотрудницу парой... дешевых проституток. Третья начальница, пользуясь тем, что в кризис сотрудник не решится уволиться (идти-то ему некуда), без зазрения совести домогается подчиненного, причем прямо на теле его невесты, находящейся в это время под наркозом. К чему приводят подобные действия начальства в кризис — видно из фильма.

Честно говоря, смешного в этих комедиях  мало. Зато как поучительно... с точки зрения психологии управления.