Татьяна Лысова: Как унизили страну

«Смешной и мало кому известный». Алексей Чеснаков, научный руководитель центра политической конъюнктуры

Сам Чеснаков – тоже «мало кому известный» человек, но хорошо информированный. Он был замначальника управления внутренней политики администрации президента и при Путине, и при Медведеве. И его откровенный рассказ о политической судьбе Сергея Миронова – отличная иллюстрация нашей политической системы.

Если вкратце пересказывать его недавнее интервью «Известиям», получается такая картина. У Путина был знакомый по Питеру, и голосами «Единой России» его протащили в Совет Федерации, а затем – в председатели. Сенаторы никак не могли понять, кто это и почему они должны выбирать этого невзрачного человека главой палаты. Но выбрали. Однако проблема его «легковесности» осталась, поэтому, когда администрация президента решила создать «нишевую» партию «на вырост», сам президент предложил отдать ее Миронову. Так он и стал заметным политиком. Выбрал символом своей партии выхухоль – смешную и мало кому известную, как и сам Миронов, отмечает Чеснаков. Выбрал сам и название «Партия жизни» – глуповатое, по мнению многих. Потом «с блеском проиграл выборы» и обратился за поддержкой к Владиславу Суркову (первый замруководителя администрации президента. – «Ведомости»). Тот согласился укрепить партию Миронова пенсионерами и аграриями, она сменила название на «Справедливую Россию» и получила от Кремля «режим благоприятствования».

А дальше случилось предсказуемое: «искусственным образом поднятый на самый высокий уровень» политический неофит Миронов стал неправильно трактовать договоренности, пытался «совместить должность с игрой в оппозиционность», выглядел нелепо и дискредитировал власть. Таков рассказ о взлете и крахе политической карьеры Миронова, что называется, из первых рук.

Что замечательно в этом «документе эпохи» – описав Миронова как никчемного, нелепого и негодного к политике человека, Чеснаков резюмирует, что «в условиях соблюдения политических и номенклатурных приличий он мог бы находиться на этой должности [председателя палаты] сколько угодно долго». Рассчитывая, как мне кажется, разоблачить и унизить Миронова, бывший чиновник на самом деле разоблачил совсем других людей, а униженной ими оказалась страна. Случилось это, когда из «знакомого Путина» сделали третье лицо в государстве.