От редакции: Флотские триллионы
Вчера министр обороны Анатолий Сердюков сообщил о скором подписании контракта с Францией о поставке в Россию двух вертолетоносцев типа «Мистраль» дополнительно к двум уже строящимся. Третий и четвертый корабли серии частично изготовят из отечественных деталей на российских верфях, что позволит немного снизить цену по сравнению с первыми двумя. Новость о будущей покупке крупных кораблей (более подробно см. статью на стр. 02) появилась вскоре после заявления Владимира Путина о будущем отечественного Военно-морского флота.
Премьер подтвердил на днях в Череповце, что на перевооружение ВМФ до 2020 г. будут выделены обещанные 4,7 трлн руб. (около $160 млрд). По его словам, цель проекта – «создание современного флота, способного решать все задачи – от ядерного сдерживания до присутствия в мировом океане, охраны наших экономических интересов и биоресурсов России». Спору нет, идея превращения России в великую морскую державу будоражит умы первых лиц российского государства уже более 300 лет. Вопрос в том, насколько актуальна эта задача в ХХI в. и насколько новые лозунги Путина соответствуют уже принятым программам.
Морская часть принятой в 2010 г. госпрограммы перевооружения в целом сбалансированна и соответствует запросам флота. Построенные по программе атомные подводные лодки типа «Борей» и «Ясень» (стоимость проекта – 500 млрд руб.) станут морским компонентом стратегического сдерживания. Поставки ВМФ фрегатов, корветов, ракетных катеров, а также дизельных подводных лодок и десантных кораблей должны поддержать нынешний баланс сил на Черном, Балтийском и Каспийском морях. Значительные средства также выделят на модернизацию кораблей и береговой инфраструктуры. Отечественные верфи способны выполнить программу при своевременном финансировании. Межведомственные конфликты Минобороны и ВПК, которые привели к срыву ряда важных контрактов, отчасти вызваны недостатками планирования. В частности, задержками в принятии госпрограмм. Это, как отмечают эксперты Института Гайдара, привело в 2007–2009 гг. к снижению эффективности использования бюджетных денег и резкому росту цен на продукцию оборонных предприятий: в 2009 г. они выросли в кораблестроении на 51%, а в аэрокосмической промышленности на 57%.
Качественная долгосрочная программа способна повысить уровень планирования и смягчить противоречия между военными и оборонными предприятиями. Недоработкой существующей программы эксперты считают недостаточное внимание к разработке новых гидроакустических и радиоэлектронных систем – области, в которой Россия серьезно отстает от США, Франции и Британии.
Но дело не только в качестве госпрограммы, но и в стратегических целях, которые ставят флоту первые лица государства. Хотелось бы, чтобы премьер четко сформулировал, какой уровень присутствия ВМФ в мировом океане и его участия в защите биоресурсов он имел в виду. Охрана минеральных и биологических ресурсов – дело гражданских служб и морских пограничников, флот привлекался к борьбе с браконьерами разве что после Гражданской войны.
Принятая в феврале 2010 г. военная доктрина России гласит, что флот в мирное время должен бороться с пиратством, обеспечивать безопасность судоходства, а также безопасность экономической деятельности страны в мировом океане.
Решать эти вполне понятные и нужные задачи способны действующие и строящиеся корветы, фрегаты и десантные корабли. Многие эксперты считают излишней даже покупку «Мистралей» (четыре корабля стоят 2,35 млрд евро), предназначенных для поддержки десантных операций с моря на большом отдалении от родных берегов. Некоторые адмиралы и руководители ВПК призывали к созданию авианосных группировок. Подобные проекты, стоимость которых потянет на десятки миллиардов евро, вызовут свертывание строительства необходимых для флота кораблей, перегрузку и технологические срывы на российских верфях. В любом случае главные проблемы России нужно решать на суше.