Торговлю стульями в Госдуме и политику как таковую нужно развести

То, что люди с именами не идут в партию Прохорова, – интересный индикатор. Уверен, что многие из поименованных в статье писателей, артистов и музыкантов серьезно задумывались о том, как свой общественный вес конвертировать во что-то политически значимое. Вполне объяснимо, что они не бегут все скопом по первому зову, как только появилась «полуальтернатива» нынешнему КПСС. Конечно, Людмила Улицкая, Чулпан Хаматова, Юрий Шевчук и Леонид Ярмольник никогда не окажутся в одной партии. Их объединяет только то, что они не идут в ЕР, хотя некоторым из них, актерам особенно, точно предлагали.

У человека с общественным капиталом, поставленными фильмами, написанными книгами и высказанными мыслями за плечами, выбор небольшой. Такой же, как у всех, ведь мы все – думающие люди. И поэтому политический «спектр» выходит простой: есть те, кто считает возможным пойти в ЕР, и те, кто этого возможным не считает. Среди тех, кто не идет, весь настоящий спектр и есть. Там просто не может быть единства, ведь люди НЕ идут в "Едро" по разным причинам. Было бы странно, если бы они все вдруг очутились под одной политической крышей.

В нашей политической ситуации есть территория «за», территория «против» и большое серое пространство посередине. В этой серой зоне, где множество оттенков, практически все приличные люди и находятся. Чтобы выдернуть их оттуда в политику, нужно что-то настоящее. Если они не идут в какой-то проект, значит, этот проект не кажется им настоящим. Думающих людей привлекает то, о чем интересно думать, и то, в чем можно найти смысл.

Думающим людям даже прежде, чем они почувствуют себя «левыми», «правыми», «консерваторам» или «социал-демократами», нужно почувствовать, что политика вообще возможна. То есть что действительно можно сформулировать некоторые ценности, подписаться под ними и отстаивать их. И это будет не пиар, не осваивание чьего-то бюджета и не чья-то блестящая двухходовка. Подлинность и ясность намерений – лучший критерий успеха в политике на сегодняшний момент.

Перспективы проходимости сейчас на втором плане. Потому что непонятно, куда нужно проходить. Перспективы проходимости в Думу, то есть политический бизнес, и собственно политика – не одно и то же. Пока имеющиеся «полуальтернативы», включая партию Прохорова, предлагают только смутные перспективы получения пропусков в здание Госдумы на Охотном Ряду. А зачем туда вообще идти? Чем там заниматься? Две вещи – политический бизнес по прохождению в Госдуму на Охотном Ряду и политику как таковую – можно и нужно развести. Покупка стульев в клубе, в который приличным людям и заходить не хочется, и участие в политической жизни – разные вещи.

Те, кто торгует стульями (администрация, или ЦИК, или как они себя называют), наверное, делают хороший бизнес. Эти стулья самые дорогие в мире. Точно так же трубы для российского газа – самые дорогие в мире и дороги – тоже самые дорогие. Это наш национальный рынок. Но эти стулья в конце концов обесценятся, потому что столько не стоят. Поэтому я, кстати, не понимаю, зачем они хорошему бизнесмену.

Те проекты, которые привлекут думающую часть общества, будут не полуальтернативами, а настоящими альтернативами, не будут представлять собой покупку стульев и, возможно, не будут связаны с адресом на Охотном Ряду. В конце концов там действительно нужно создать музей СССР или хотя бы музей плановой советской экономики, ведь это здание Совнаркома и Госплана. Сходить в такой музей было бы не стыдно и даже полезно.