Василий Кудинов: Постоянный претендент

В третий раз председателю ЦБ Сергею Игнатьеву пришлось выбирать заместителя, ответственного за банковский надзор. Все три раза в числе претендентов был Алексей Симановский. Такая стабильность – в духе Игнатьева, который, по слухам, отказался от поиска людей извне. Да и взять их особо негде. Надзор, а уж тем более банковский, вещь достаточно специфическая. Разбираться в прелестях банков предстоит с учетом как нормативной базы, так и постоянно меняющихся международных подходов. В понимании всех трех аспектов мало кто в России может тягаться с Симановским.

Надзорный департамент, который Симановский возглавляет 15 лет, один из трех ключевых в надзорном блоке. Примечательно, что двумя другими службами (лицензирования и финансового оздоровления, а также инспектирования) руководят бывшие подчиненные Симановского. За ним в кругу коллег закрепилась слава зануды во всем, что касается внутренней кухни ЦБ, и оригинального оратора, когда она обсуждается с людьми извне.

Несмотря на значимость и авторитетность Симановского в банковском цеху, он до сих пор не был фигурой политической (коим, по определению, является куратор банковского надзора). На эту позицию Симановский выходит в канун не только парламентских и президентских выборов, но и относительно скорой смены председателя в ЦБ (его последний, третий, срок перевалил уже за половину). Говорят, это обстоятельство учитывалось при переговорах с другими претендентами. Но пост надзорного зампреда весьма неудобен в качестве трамплина для назначения на позицию руководителя ЦБ, а вот мишень для недовольства и упреков – лучше некуда.

Тем более что на часть из них Симановский так и не ответил. Ведь надзорный департамент как минимум не меньше других ответствен за случившееся с Банком Москвы, Межпромбанком, АМТ-банком, так называемыми банками группы Матвея Урина и др., последствия бурной деятельности которых обошлись в миллиарды рублей. Симановский известен тем, что у него почти по любому вопросу есть собственное мнение. Вероятно, есть что ему сказать и по этому поводу. Но куда красноречивее окажутся дальнейшие действия ЦБ в области банковского надзора.