Алексей Левинсон: За ЕР голосуют оптимисты

В августе, как и в предыдущие месяцы, на стандартный вопрос «Левада-центра» о выборах в Госдуму треть избирателей ответили, что проголосовали бы за «Единую Россию». Показатели образования, дохода у них чуть ниже средних, там чуть выше средней доля жителей села, ощутимо выше доля женщин (63%). Они себя относят в основном к «средней части среднего слоя». Тем удивительнее обнаружить резкие отличия их мнений и оценок от остальных «средних» жителей России.

Среди средних россиян сейчас преобладает пессимизм. Тех, кто уверен, что «дела идут в правильном направлении», сейчас всего 36%, тогда как тех, кто считает, что «страна движется по неверному пути», в 1,2 раза больше. (В электорате ЛДПР их в 2,5 раза больше, среди тех многих, кто решил вообще не голосовать, в 4 раза, в электорате КПРФ – в 4,5 раза больше.) А вот среди тех, кто собрался голосовать за "Единую Россию", наоборот, оптимистов вдвое больше, чем пессимистов (55 и 26% соответственно). Оптимизм этого электората проявляется и в ответах на прочие вопросы насчет того, как мы живем. Избиратели партии власти гораздо чаще, чем все остальные, говорят, что с кризисом покончено, что правительство «добьется перемен к лучшему». Им чаще других – порой более зажиточных – кажется, что за последний год их материальное положение стало лучше. Они вдвое реже всех остальных ждут ухудшений в будущем, несколько чаще других ждут улучшений, но главное – они впереди всех по ожиданиям, что ничего не изменится, что будет та самая «стабильность».

Что же помогает этим людям видеть в розовом свете то, что остальным видится в сером?

Характерная для всех россиян склонность одобрять деятельность Путина (68% в августе) среди этих людей достигает редкостной силы – 90%. В Путине их привлекает то же, что и остальных, но гораздо сильнее. В 2 раза чаще прочих они сообщают, что «это человек, который пользуется уважением среди окружающих меня людей», и в 1,5 раза чаще, что «это настоящий лидер». Этими словами косвенно выражен секрет не только их особых настроений, но и вообще путинского рейтинга в России. Государственная фигура Путина оказалась символом, объединяющим наш дифференцирующийся социум на уровне первичных групп – «окружающих людей». Тем он и «настоящий». А эффект солидарности, это известно, возвышает над житейскими трудностями, вселяет уверенность и надежду. Этот «эффект Путина» в отношении общества в целом был особенно заметен в начале его президентства. Похоже, что для описываемого контингента этот эффект еще длится. Собственно, это электорат Путина. Они вдвое чаще, чем все остальные, выражают намерение голосовать за него на президентских выборах. А голосовать за "Единую Россию" они будут по привычке и потому, что она «поддерживает Путина». Поддержат они и Общероссийский народный фронт (58%). Правда, пока 83% из них или «впервые слышат» про него, или «что-то слышали, но не знают, в чем суть».