Анастасия Дагаева: Дождемся ли нового лоукостера?

Между фразами «полеты от 250 руб.» и «полеты прекращаются» два с небольшим года. В этот короткий период уложилась история перевозчика, который попытался приучить россиян к дешевым билетам, чтобы в корне изменить отношение к авиатранспорту: это не что-то «только по праздникам», а самый быстрый и удобный способ добраться до ближайшего города. Начала «Авианова» бодро, несмотря на кризисный 2009 год: агрессивная реклама, яркий жизнеутверждающий логотип. За год пассажиропоток вырос в 5 раз до 368 564 человек. По итогам III квартала 2010 г. «Авианова» перевезла более 0,5 млн пассажиров. Компания быстро влетела в десятку крупнейших перевозчиков России, потеснив ближайшего конкурента Sky Express (она вышла на рынок тоже как лоукостер, но в итоге перешла в стан классических авиакомпаний). В интервью «Ведомостям» управляющий проектом Эндрю Пайн заявлял: «В будущем мы хотим стать первыми». В прошлом году, перейдя в «Шереметьево», «Авианова» обещала обеспечить аэропорту через пять лет 3 млн пассажиров. Уже в 2012 г. авиакомпания должна была выйти в ноль. Такие планы для низкобюджетного перевозчика реальны: крупнейший лоукостер мира – американская Southwest Airlines, начав летать в 1971 г., декларирует прибыль с 1973 г. В 2010 г. эта компания перевезла 101,34 млн человек (пассажиропоток всех перевозчиков России почти вдвое меньше).

Что не получилось у «Авиановы»? Причина остановки компании с 10 октября – нехватка средств из-за конфликта акционеров – инвестподразделения «Альфа групп» А1 (51%) и американского инвестфонда Indigo Partners (49%). В прошлом году стало известно, что убыток «Авиановы» больше планового на $20 млн ($37 млн), а на ее развитие надо еще $30–40 млн помимо вложенных $65 млн. А1 насторожилась: оперативным управлением занимались американцы. «Мы ведь не пилоты», – объяснял недавно президент А1 Михаил Хабаров. А1 выгнала иностранный менеджмент во главе с Пайном, накопав на них компромат. Почему же перевозчик не уложился в смету? Иностранцы начали так, как начинали везде: продажи билетов только через интернет, лизинг самых удобных для лоукостеров самолетов, максимальные скидки в аэропортах и проч. Но столкнулись с российской действительностью: проникновение интернета невысокое, на 180-местные Airbus – 20%-ные таможенные пошлины, а стоимость услуг аэропортов везде одинаковая. Отсюда и дополнительные траты. А1 и Indigo поливают друг друга грязью, забыв, что конфликт убил самое главное – имя компании, сложившееся к ней отношение пассажиров. Многие, кстати, жалеют об уходе «Авиановы» с рынка. Дождемся ли нового лоукостера?