Статья опубликована в № 2959 от 13.10.2011 под заголовком: Компания недели: X5 Retail Group

Анфиса Воронина: Розница больше не растет

Крупнейший по выручке российский ритейлер удивил рынок: в III квартале рост компании неожиданно затормозился. Сопоставимые продажи (здесь и далее все данные – LFL, по магазинам, работающим больше года) выросли всего на 4%, причем весь рост был обеспечен увеличением суммы средней покупки на 8% (покупателей в магазинах было меньше на 4%). За первое полугодие продажи выросли на 11% при увеличении числа покупателей на 3%.

X5 ссылается на нестабильные экономические условия – из-за них, по версии компании, потребители стали экономить. Но число покупателей уменьшилось в магазинах всех форматов – и в гипер-, и в супермаркетах, и в дискаунтерах, и даже в «магазинах у дома». И в самый пик кризиса, в конце 2008 г. и в 2009 г., квартальная отчетность не показывала снижения числа покупателей во всех форматах сразу. Да и шиковали ли до сих пор покупатели в «Пятерочках», «Перекрестках», «Каруселях» или «Копейках» настолько, чтобы начать экономить на еде?

Другое объяснение спустя день предложил главный конкурент X5 – «Магнит», в магазинах которого в III квартале покупателей тоже оказалось меньше: на 1,7% в «магазинах у дома» и на 1,3% в гипермаркетах, а рост выручки затормозился с 12,4% в III квартале прошлого года до 7,6% (правда, именно в III квартале 2010 г. «Магнит» активно привлекал новых покупателей). По версии «Магнита», причина в низкой инфляции: в прошлом году потребительские цены выросли в июле – сентябре на 2,9%, а в этом – снизились на 2,7%. Снижения потребительской активности нет, утверждают в «Магните».

Есть и менее очевидные версии. Например, о том, что организованной рознице помешал урожай: в этом году по сравнению с прошлым отлично уродились отечественные овощи, и потребители потянулись за ними на колхозные рынки.

Аналитики «Ренессанс капитала» выдвинули версию о «каннибализации» трафика в магазинах X5: старые магазины ритейлера и магазины купленной сети «Копейка» перетягивают покупателей друг у друга, не добавляя новых. Тогда надо предположить, что мы наблюдаем первое свидетельство окончательного насыщения столичного рынка.

Но инвесторам, судя по всему, не нравится ни одна из версий: в понедельник X5 подешевела в Лондоне на 10,24%, во вторник – еще на 9,5%. «Магнит» после отчетности во вторник потерял 6,4%, распродажа распространилась на «О’кей» (-4,31% во вторник) и «Дикси» (-3,5%).

Хотя, возможно, руководители X5 и правда знают о макроэкономической ситуации что-то скрытое от глаз конкурентов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать