Михаил Оверченко: Возвращение актуальной песни

«К нам в Холуёво приезжает Путин» Андрей Макаревич, поэт, музыкант

Не везет Владимиру Путину с рокерами. То с неизвестным ему музыкантом Юрием Шевчуком поцапался, то из-за технической ошибки «Яндекса» песня Андрея Макаревича «К нам в Холуёво приезжает Путин», которую знали разве что поклонники певца, вдруг оказывается в топах новостей. Да еще накануне выборов. А там слова всякие нелицеприятные – про единороссов, «Наших», да и сам царь-батюшка неприглядно выглядит, когда для него в стотысячемиллионный раз в российской истории возводят потемкинскую деревню.

Глядишь, и потянется. Вспомнят, что тот же Шевчук еще лет 10 назад написал: «Путин едет по стране на серебряном коне, / Путин всем людям поможет, дай ему здоровья, Боже. / Всех бандитов перебьет, работягам он нальет. / Путин едет по стране, а мы по-прежнему...» Или его неустаревающую оценку нашей ситуации из «Ларька»: «На мою свободу слова / Льют козлы свободу лжи. / Гражданин начальник, снова / Сказку злую расскажи».

Или это все ерунда и никак не повлияет блеяние певцов на умонастроения в стране? Владимир Шахрин как-то сказал в интервью, что во власти много людей, которые в советское время слушали и «Чайф», и западный рок, но ничего хорошего им (и нам) это не дало. Или многие любят мультфильм «Бременские музыканты», поют песню со словами «Нам дворцов заманчивые своды / Не заменят никогда свободы» – и стремятся стать чиновниками, чтобы лизать блюдо начальника, с которого, стоит признать, порой сыплются золотые крошки.

Недавно по ТВ показывали концерт группы «Кино». Было это вскоре после сообщений, что белорусские власти запретили радиостанциям ставить песню «Хочу перемен», но до 24 сентября, когда в России объявили, что никаких перемен не планируется. А ведь эта песня действительно была гимном целого поколения. И чувствуется, что для Цоя она тоже была особенной: ноги – на две ширины плеч, выпяченный подбородок, вздернутое лицо и – энергетика, вдребезги разносящая экран телевизора.

Или песни и стихи начинают по-настоящему влиять на мысли и поступки людей только в переломные исторические моменты? А до наступления таковых нужно «не прогибаться под изменчивый мир»? Тогда однажды он прогнется под нас.