От редакции: Первые итоги Собянина

Год назад, 21 октября 2010 г., мэром Москвы был утвержден Сергей Собянин, заменивший опального Юрия Лужкова. Вчера столичный градоначальник отчитался перед городской думой, депутаты рукоплескали нынешнему мэру не меньше, чем прежнему. Но дело не в громкости аплодисментов. Нынешний мэр получил в наследство от прежнего букет сложнейших проблем, которые накапливались и усугублялись 20 лет лужковского управления Москвой. Бесконтрольность бюрократии и ее сращивание с бизнесом породили хаотическое строительство офисов и жилья без надлежащей подготовки инфраструктуры.

Следствием стали запредельные цены на жилье, варварское разрушение исторического облика Москвы и транспортный коллапс. Понятно, что за год расчистить ситуацию в гигантском мегаполисе невозможно. Мэрия не может самостоятельно справиться с перенаселенностью столицы, вызванной наплывом приезжих и мигрантов, едущих в столицу за заработками, потому что в других регионах таких заработков нет. Это следствие политики федерального центра и перекосов общероссийского рынка труда.

Тем не менее правильная расстановка приоритетов городского развития и адекватность методов разрешения столичных проблем повлияет на улучшение или, наоборот, ухудшение ситуации в городе. В заслугу Собянину можно поставить кадровую политику. Многие ключевые фигуры московского правительства, имеющие опыт работы на общероссийском уровне и (или) в бизнесе, – Андрей Шаронов, Сергей Капков, Александр Кибовский и другие – выгодно отличаются от своих предшественников широким кругозором, современными управленческими подходами и способностью нормально вести диалог с горожанами, прислушиваться к мнению образованного меньшинства.

По словам Собянина, мэрия отменила 200 инвестконтрактов на сумму $35 млрд. В мае 2011 г., после варварского, вопреки запрету Москомнаследия, сноса памятника начала ХХ в. – дома, построенного архитектором Кольбе, Собянин отменил лужковские разрешения на снос, реконструкцию и иные работы в исторических зданиях Москвы. В градостроительный совет приглашены активные, не зависящие от городского бюджета общественные активисты и эксперты-архитекторы, к которым придется прислушиваться автору крылатых слов «Москва – не Рим» Владимиру Ресину. Думается, остановку разрушения исторического облика москвичи будут помнить с благодарностью.

Еще один положительный итог первого года Собянина – стремление упорядочить уличную торговлю. Наконец, при нем мэрия отказалась от попыток смягчить транспортную проблему доморощенными способами и решила воспользоваться мировым опытом: развитием подземного и наземного общественного транспорта как альтернативы личным автомобилям. Вопрос, как всегда, в реализации. Решения нового мэра часто выполняют прежние бюрократы среднего и высшего звена, привыкшие брать под козырек, не прорабатывая их и не задумываясь о последствиях волюнтаристских действий.

Следствием лужковских практик можно назвать импульсивный снос торговых палаток (в том числе и законно установленных).

Куда опаснее для авторитета Собянина может оказаться пока безуспешная борьба с пробками. Выделенные полосы для общественного транспорта, возведение перехватывающих парковок на окраинах и линий скоростного трамвая в Западной Европе смогли существенно снизить трафик. В частности, пуск первых маршрутов скоростного трамвая в Париже снизил автомобильный поток на улицах на 25–30%. Не случайно выделенные полосы для транспорта в июле 2011 г. одобрили, по данным «Левада-центра», 87% москвичей. Сейчас, когда после открытия первых полос для автобусов и троллейбусов пробки на некоторых магистралях только выросли, ширится недовольство горожан, особенно автовладельцев. (И это при том, что улучшение подвижного состава налицо.) Отчасти его можно списать на отношение россиян к собственной машине. Для многих москвичей автомобиль – не только средство передвижения, но и способ самоутверждения. Но главная проблема в другом: по мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, полосы запустили без достаточных расчетов пассажиропотоков общественного транспорта и трафика частных машин. Быстрые решения без необходимой подготовки способны дискредитировать хорошие идеи.