От редакции: Каддафи не дожил до суда
Бывший ливийский диктатор Муамар Каддафи не окажется на скамье подсудимых национального суда или международного трибунала, которую ему предсказывали противники в стране и за рубежом. По одной версии, он умер от ран, полученных при налете авиации НАТО, по другой – его убили повстанцы при попытке захватить в плен. Тем не менее гибель Каддафи уже подтвердил Национальный совет Ливии, тело мертвого диктатора позволят снять журналистам. Будущее Ливии без диктатуры, скреплявшей сложную племенную и клановую структуру, теперь зависит от умения лидеров повстанцев договариваться.
Обстоятельства гибели бывшего лидера Ливии требуют изучения: часто в бессудной казни бывшего диктатора заинтересованы его недавние соратники, переметнувшиеся на сторону оппозиции, или внешние силы, не желающие огласки нежелательных документов и сведений о своем участии в преступлениях старого режима. Так, например, случилось в 1989 г. в Румынии, где бывший диктатор Николае Чаушеску и его жена были казнены после «скорострельного» рассмотрения их дела специальным трибуналом. Подобные действия напоминают месть и ставят под вопрос легитимность новой власти.
Напротив, открытый судебный процесс над диктатором и его окружением десакрализует прежний режим, лишает его романтического и (или) великодержавного ореола. Четкая правовая оценка преступлений прежнего режима – дополнительная гарантия того, что они не повторятся. Даже мягкий приговор или прекращение преследования престарелых лидеров по гуманитарным соображениям (как это случилось, например, в Болгарии, Германии и Чехии) показывает согражданам, что высокопоставленный чиновник не избежит наказания.
Процесс против соратников Каддафи необходим. Лучше всего было бы организовать международный трибунал по Ливии, который будет строго соблюдать принципы права, в том числе и состязательности сторон. Трибунал должен дать оценку и внешнеполитическим партнерам Каддафи, закрывавшим глаза на его преступления.
Кстати, по данным обнародованного вчера доклада Amnesty International, накануне «арабской весны» Ливия, Египет, Сирия, Йемен, Бахрейн покупали крупные партии оружия у Австрии, Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, России, Британии, США, Франции и Чехии.