От редакции: Пока в бюджете не засвистит
Правительственная поправка в бюджет 2012–2014 гг., позволяющая перераспределить между статьями 200 млрд руб. на дополнительную социальную помощь и поддержку предприятий, важна не столько количественно, сколько символически. Это очередной пример роста непродуктивных расходов.
Привычка повышать социальные расходы появилась в середине 2000-х в связи с ростом цены на нефть. С 2001 по 2008 г. цена постоянно росла, что позволяло постоянно увеличивать расходы (только в 2005 г. они сократились на 7% к предыдущему году, зато в 2006-м выросли на 70% и затем до 2010 г. росли на 26–40% в год). По расчетам Экономической экспертной группы, за 2008–2010 гг. социальные расходы консолидированного бюджета в отношении к ВВП выросли в 1,5 раза до 13,2%, а их доля в совокупных расходах казны увеличилась с 25,8 до 33,9%: каждый третий рубль госрасходов идет на соцподдержку. В бюджете 2012–2014 гг. предусмотрен значительный рост расходов на оборону и правоохранительные органы, зато сокращаются расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение – расходы, работающие на развитие институтов и человеческого потенциала.
Между тем экономические условия кардинально изменились. В кризис доходы физически упали, была снижена ставка на прибыль, цена на нефть перестала расти высокими темпами, в то время как добыча стагнирует и даже при небольшом росте экономики доля нефтяного сектора в ВВП снижается. А бюджет по-прежнему зависит от него.
Аналитики «Ренессанс капитала» в отчете «Даруй мне целомудрие... но не сейчас» прогнозируют, что к 2014 г. двойной профицит (бюджета и счета текущих операций) сменится двойным дефицитом. Что, по их мнению, должно заставить российские власти улучшить деловой климат и привлечь-таки инвестиции.
Многое будет зависеть от сознательности властей. Есть и другие пути, например повышение налогов. Уже запланировано повышение акцизов на табак и алкоголь, вполне вероятно – на бензин. Принято принципиальное решение о необходимости повышать налог на недвижимость. Ставка страховых взносов по умолчанию вернется в 2014 г. на уровень 34% – если не будут приняты какие-то другие решения по нагрузке на физлиц. Обсуждается тема налога на роскошь. У каждого проекта повышения налога есть своя история и свои аргументы, проблема в том, что решения принимаются тогда, когда в бюджете звенят последние звонки, а не исходя из логики структурных реформ, развития конкретных отраслей и сфер жизни.