От редакции: Суверенная этика

На заседании правительственного совета по кинематографии Владимир Путин заговорил о содержании фильмов: они «должны нести созидательный заряд, поднимать и уровень самого зрителя». Премьер предложил российскому киносообществу подумать о принятии этического кодекса – наподобие кодекса Хейса, работавшего в Голливуде с 1930 по 1967 г. Он подчеркнул: «Речь идет не о попытках навязать позицию, заставить выдерживать какие-то правильные идеологические форматы. Я говорю о самоконтроле и ответственности».

В тот же день стал известен свежий пример самоконтроля российских кинопрокатчиков, дружно отказавшихся от ранее запланированного показа фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Кирилла Туши.

Совет по кинематографии – место, где кинематографисты просят у правительства денег. Очередное заседание проходило на фоне печальной статистики: за два года доля российского кино в прокате упала в 2 раза. Виновником считают кризис, хотя фильмов вышло ненамного меньше (53 за первые 10 месяцев 2009 г. и 46 за 10 месяцев 2011 г., по данным Movie Research).

Надо отметить, что госзаказ на патриотическое кино существовал всегда, как и господдержка кинематографа. В последние два года она сильно выросла, но, очевидно, все еще недостаточна, чтобы на равных бороться с голливудской машиной, пропагандирующей их ценности. Вероятно, самоконтроль и ответственность российские художники должны проявлять при показе российской действительности. Главная разница между американским и российским этическими кодексами состоит в том, откуда берутся закрепляемые в них ценности. Принятие кодекса Хейса – это корпоративное решение Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов, основанное на их понимании ценностей общества. Кстати, в 1968 г. на место кодекса пришла система рейтингов, работающая и поныне и ограничивающая только прокат, но не производство. В нашем случае это пожелания верховной власти, которая одновременно принимает решения о распределении денег.

Кстати, один из обсуждаемых способов поддержки – дифференцированные налоги при прокате зарубежных и российских фильмов – противоречит нормам ВТО. Александр Авдеев (министр культуры) и Путин решили вернуться к нему после вступления.