Мнения
Бесплатный
Игорь Честин|Николай Шматков
Статья опубликована в № 2988 от 24.11.2011 под заголовком: Зеленая революция: Бразилизация лесов

Игорь Честин, Николай Шматков: БРИКизация лесов

Smart Money

В этом году нижняя палата парламента Бразилии, несмотря на самые активные протесты со стороны науки и общественных организаций, одобрила проект нового лесного кодекса. На очереди утверждение его верхней палатой и президентом, что может произойти уже до конца года.

Главным нововведением является сокращение площади лесов, находящихся под охраной государства, в частности, за счет двукратного сокращения водоохранных зон и ликвидации охранного статуса лесов, находящихся на территориях мелких землевладельцев. Кроме того, в случае принятия новый лесной кодекс легализует состоявшиеся самозахваты лесных земель, в том числе в национальных парках и заповедниках. По замыслу новоявленных конкистадоров, сидящих в бразильском парламенте, эти меры должны создать дополнительные стимулы для развития сельского хозяйства и борьбы с бедностью в стране.

Казалось бы, леса Бразилии и России объединяет только их огромная площадь (в России находится около 22% лесов мира, в Бразилии – 16%) и, соответственно, огромная важность их для всей планеты. Действительно, и леса России, и леса Бразилии имеют значительную долю малонарушенных массивов, которые являются сокровищницей мирового биологического разнообразия и обладают огромным потенциалом по аккумулированию парниковых газов. Леса в наших странах чрезвычайно важны для экономики и культуры местного населения. Но объединяет нас и то, что в России тоже сравнительно недавно был принят новый Лесной кодекс.

Напрашивающаяся параллель с принятием лесных кодексов показывает, что, к сожалению, законодатели в обеих странах видят лес лишь как неосвоенный запас древесины, к тому же «незаконно» занимающий площади, которые можно и нужно освоить либо под сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых (Бразилия), либо под пригородное и дачное строительство (Россия).

Парламентарии Бразилии проголосовали, не дожидаясь оценок того, как скажется утрата лесных массивов на урожаях бразильских землевладельцев: даже при увеличении пахотной площади за счет сведения лесов урожайность может значительно сократиться из-за водной и ветровой эрозии и подтопления. Видимо, они также не знакомы с трудами советского академика Т. Лысенко, политизированные сельскохозяйственные эксперименты которого в 1940–1950-е гг. привели к зависимости СССР от импорта продовольствия и значительному сокращению площади заповедников.

Тем не менее уже известно, как сведение лесов Бразилии скажется на потере биологического разнообразия и усилении парникового эффекта. Согласно прогнозам Бразильского института прикладных экономических исследований Бразилия в самом скором времени потеряет как минимум 30 млн га ценнейших тропических лесов, это приведет к выбросу в атмосферу более 17 млрд т углекислого газа. Для сравнения: это больше половины всех выбросов парниковых газов в мире в 2007 г.! По худшему сценарию потеря лесов составит 76,5 млн га (а это площадь Германии, Италии и Австрии, вместе взятых), а в атмосферу будет выброшено 28 млрд т углекислого газа, что немногим меньше выбросов всех стран мира.

Сейчас против нового лесного кодекса протестуют не только в Бразилии, но во многих других странах. К сожалению, такой массовой реакции не было пять лет назад, когда наши отечественные «доны Педро» принимали российский Лесной кодекс. Буквально через год после его вступления в силу российский экспорт впервые за 15 лет упал на 10%, а объем незаконных рубок вырос вдвое. Российский Лесной кодекс снял ответственность за управление лесами с федеральных органов власти, передав все полномочия на уровень регионов и арендаторов лесов. Была ликвидирована государственная лесная охрана и созданы все условия для незаконных рубок и неконтролируемых пожаров. В результате принятия кодекса были отменены документы, подтверждающие легальность заготовки древесины, зато невероятно усложнились бюрократические процедуры для местных жителей, которым от леса нужны не пиломатериалы, а дрова, грибы и ягоды. Одновременно было упразднено лесоустройство – система сбора информации о лесах. Наверное, чтобы потери леса было труднее оценить. В водоохранных зонах была разрешена нефте- и газодобыча – вероятно, для улучшения качества питьевой воды. И это при том, что каждый второй житель России потребляет воду, качество которой не соответствует санитарно-гигиеническим нормам! Самым катастрофичным образом последствия принятия Лесного кодекса, а именно ликвидация централизованной системы охраны лесов от пожаров и института лесхозов, проявились в центре европейской части России в 2010 г., когда только по официальным, сильно заниженным оценкам сгорело 2,1 млн га леса (согласно данным спутникового мониторинга, во всей стране сгорело более 6 млн га).

БРИК уже несколько лет является модной аббревиатурой в политике и экономике, обозначающей группу быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай. Хотя это и не оформленное объединение, лидеры стран стараются придерживаться общих позиций на международной арене, в частности в «группе 20» («двадцатка»). Хотелось бы надеяться, что осознаваемая общность станет агрегированным международным лоббистом не безответственного отношения к природе и природным ресурсам, а имеющихся в наших странах уникальных достижений. К ним можно отнести уникальную заповедную систему России, равной которой нет в мире, но на которую постоянно покушаются власть имущие под благовидными предлогами вроде Олимпиады. Таким достижением, безусловно, является программа сохранения амазонских лесов в Бразилии (ARPA) – яркий пример успеха национальной политики при активной международной поддержке, в том числе финансовой. Именно эта программа потеряет смысл (и вложенные всем миром деньги), если будет принят лесной кодекс. Не говоря уже о потере всякого смысла в переговорах по новому международному соглашению о сокращении выбросов парниковых газов.

Руководство многих стран уже выразило глубокую озабоченность рассматриваемым в Бразилии законопроектом. Естественно, не публично, учитывая деликатность любого иностранного вмешательства в вопросы национального законодательства. Учитывая предстоящее председательство России в «группе 20» в 2013 г., вероятно, и нашему президенту было бы правильно проинформировать свою коллегу из Бразилии об озабоченности судьбой амазонских лесов, где, надеемся, всегда будет много диких обезьян.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more