От редакции: Дети за границей

Единственная дочь Иосифа Сталина 85-летняя Светлана Аллилуева умерла в США в доме престарелых. Незаметный уход из жизни (смерть наступила неделю назад, но о ней стало известно только вчера) дочери диктатора оттеняет яростные дискуссии о роли ее отца в истории. Но дело не в этом. Аллилуева уехала не из-за преследований или плохих условий жизни. По сравнению с неноменклатурными сверстниками ее повседневная жизнь была прекрасно устроена. Ее бегство в Индию в 1966 г., переезд в США и публикация воспоминаний «Двадцать писем к другу» о кремлевской жизни не только вызвали громкий скандал. Ее поступок показал, что детям советских вождей стало тесно жить и тяжело дышать в государстве, построенном их отцами. Дочь Сталина ненадолго вернулась в СССР в 1984 г., чтобы при Горбачеве покинуть Родину навсегда. Аллилуева не была единственной в своем роде: в 1964 г. из СССР бежал сотрудник КГБ Юрий Носенко, сын наркома судостроения Ивана Носенко, перебирались за границу и дети номенклатуры более низкого ранга.

Сейчас дети высокопоставленных чиновников и бизнесменов – частые гости или даже жители Европы, где они учатся и работают. Сын сенатора и банкира Сергея Пугачева Александр учился во Франции и стал заметной фигурой благодаря неудачной покупке газеты France soir. В Англии учился сын вице-премьера Александра Жукова Петр. Другое дело, что нынешние дети элиты не бегут за границу, высокопоставленные родители отправляют их сами. Вспомним, что опальный экс-мэр Юрий Лужков решил спрятать дочерей Елену и Ольгу в Великобритании, поскольку боялся оставлять их в России.

Случай с Лужковым, возможно, экстраординарный. Но он подтверждает тенденцию: представители политической и деловой элиты могут дать детям хорошее образование и продвинуть их на высокооплачиваемые должности и в России. Но все чаще они предпочитают, чтобы их дети учились и работали там, где собственность, безопасность и права личности гарантированы законом и независимым судом. Там, где в том числе дети не становятся заложниками клановой борьбы и мишенью заказных уголовных дел.