От редакции: Сила ненасилия

Самый массовый за последние годы (от 7000 до 12 000 участников) митинг оппозиции на Чистопрудном бульваре перерос в несанкционированное шествие и обернулся массовыми задержаниями участников акции и некоторых ее организаторов. Новые массовые уличные акции протеста против фальсификации результатов выборов уже объявлены. Рост политической активности в России, ее возвращение на улицы больших городов заставляет неравнодушных граждан задуматься о путях реализации своего недовольства.

Некоторые активисты оппозиции уже заговорили о революции, настаивают на жестком противодействии властям и сотрудникам правоохранительных органов. Такая позиция выглядит эффектно. Но агрессия против полицейских и других представителей власти в условиях неправового государства вредна: у властей появляется удобный предлог для ответного асимметричного насилия и подавления любых общественных инициатив, даже объединений филателистов и собаководов. Кроме того, история учит, что пришедшие к власти силой часто оказываются большими диктаторами, чем те, кого они свергли. Напротив, в большинстве стран Восточной Европы гражданское сопротивление и его неформальные структуры обеспечили бескровный переход власти и транзит от авторитаризма к демократии.

Ненасильственное сопротивление авторитарному режиму в России на самом деле началось уже давно. Публикация данных о коррупции, мирные протесты по конкретным вопросам, например, по несанкционированному строительству, отправки в госорганы запросов и жалоб, наконец, сатира и высмеивание действий власти – это вполне реальные шаги, которые переводят диалог между властью и обществом на новый уровень. Общество может и должно показывать силу, но не драками, а ясностью позиции, убеждениями, знанием о преступлениях чиновников, включая взятки и воровство.

Такое противодействие будет пользоваться более широкой общественной поддержкой в отличие от открытых столкновений с органами правопорядка. Авторитарные режимы уязвимы, поскольку требуют больше власти для управления подданными, чем другие формы правления. Они плохо умеют договариваться – их нужно этому учить.