Статья опубликована в № 3003 от 15.12.2011 под заголовком: От редакции: Банки, матрасы и акции

От редакции: Финансовая стратегия российских обывателей

Народный роман с фондовым рынком в России не складывается. По данным свежего опроса «Левада-центра», 62% граждан не имеют свободных денег. Те же, кто имеет, хранят деньги дома, в коммерческих банках или в ценных вещах (около 24%). Еще 10% целенаправленно копят на крупную покупку. Примечательно, что в акции компаний или ПИФов вкладывают менее 1%. В 2007 г. акционерами ПИФов были 2%, компаний – 9%. На сегодняшний день 89% не собираются покупать акции (собираются 2%, остальные не знают, что ответить).

Конечно, относительная бедность изначально снижает инвестиционный потенциал россиянина – по данным Nielsen, например, в III квартале свободных денег не было всего лишь у каждого пятого европейца и каждого третьего американца.

Безусловно, нынешние показатели можно объяснить экономическим кризисом и, соответственно, финансовой грамотностью россиян – они видят, что на фондовых рынках волатильность, иностранный капитал бежит из России. По осенним данным НАФИ и ВЦИОМ, россияне стали больше сберегать: НАФИ посчитало, что доля тех, у кого сбережений нет, за год упала с 65 до 55%, у ВЦИОМ эта доля упала за полгода с 65 до 62%.

Еще одним специфическим российским признаком подготовки к кризису является рост потребительской активности. Индекс потребительского доверия ВЦИОМ вырос в октябре по сравнению с летом с 43 до 46 пунктов, достигнув максимума за год, также достиг максимума индекс кредитного доверия (34 пункта). То есть россияне осенью потянулись в магазины, в том числе покупать в кредит. Индекс потребительского доверия Nielsen в России в III квартале 2011 г. увеличился на семь пунктов по сравнению со II кварталом – до 89 пунктов, в то время как в мире в среднем он падал.

Россияне предпочли покупать и на тот момент были правы – многие успели до девальвации рубля. Вполне возможно, что в IV квартале индекс снизится, с другой стороны – впереди Новый год, обеспечивающий рост покупок несмотря ни на что.

В сущности, крупные покупки рассматриваются россиянами тоже как вид сбережения, что отчасти можно объяснить наследием советского быта.

Российская финансовая грамотность также гораздо серьезнее, чем западная, учитывает так называемый фактор «черного лебедя». Неприятные неожиданности с вкладами в банках, падением финансовых пирамид, денежными реформами, дефолтом, девальвациями, ваучерной приватизацией и народными IPO случались в последние 20 лет довольно регулярно. Поэтому фондовый рынок, как институт самый молодой для простого советского человека (все-таки банки в СССР были), так и не смог завоевать сколько-нибудь серьезного доверия. И пожалуй, идеи новой массовой приватизации сейчас не пройдут, если только не раздавать собственность бесплатно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать