От редакции: Часть "декабристов" выходят на свободу

Не будем забывать, что мирным акциям 10 декабря предшествовали митинги, прерванные властями и сопровождавшиеся арестами. Какова судьба арестованных? Сегодня выйдут на свободу участники митингов против фальсификаций выборов 5–6 декабря, осужденные на 10 суток ареста. Из 39 арестованных в Москве за решеткой останутся 16. Это те, кто получил максимальные 15 суток. Среди них – Алексей Навальный и Илья Яшин.

Серия протестных акций в десятках городов страны, в которых участвовали сотни тысяч человек, еще раз показала несовершенство отечественных законов и неготовность государства исполнять уже принятые. В Москве 5–6 декабря были задержаны около 900 участников митингов, в Петербурге с 5 по 10 декабря – около 650 человек, в других городах были задержаны, по разным данным, от 620 до 700 участников разрешенных и запрещенных акций протеста. Итого получаем более 2200 «новых декабристов».

В отличие от столичных, провинциальные власти и 10 декабря продолжали прежнюю жесткую линию по отношению к протестующим: примерно по 100 участников задержали в Казани и Сыктывкаре; по 50 – в Хабаровске и Тюмени. Некоторые градоначальники игнорируют нормы закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и решение Верховного суда, который подтвердил уведомительный характер проведения митингов. Но дело не только в этом. Если исключить чрезмерное насилие при разгоне митингов и шествий, власти удовлетворительно организовали задержание митингующих. Однако они плохо подготовили (если вообще готовили) их выход на свободу. Почти из 900 задержанных в Москве арестовали, по разным данным, от 66 до 80 человек. Права задержанных грубо нарушались. Вопреки пункту 7 статьи 14 закона «О полиции», который требует оповещать родственников задержанных не позднее чем через три часа после задержания, лишь немногие митингующие получили возможность известить своих близких о случившемся.

Показательно, что родственники и адвокаты в течение нескольких часов не могли найти Навального. Лишь в немногих мировых судах были дежурные судьи, готовые рассматривать дела об административных правонарушениях. Только в Москве сотни людей были наказаны дважды: штрафами и длительным, до двух суток, пребыванием в дежурной части ОВД. Многие из них оказались в пыточных условиях. Согласно утвержденному правительством «Положению об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения» на каждого из них в спецприемнике или отделении полиции должно приходиться по 2 кв. м площади – в два раза меньше, чем на заключенного или подследственного. Кроме того, арестованных и задержанных положено кормить по нормам сизо и при ночном задержании обеспечивать спальными местами. В спецприемнике эта норма выполняется, но отделам полиции не выделили фонды для питания: десятки людей оказались в тесных камерах без еды, воды и возможности поспать. Многим, в том числе нашему коллеге Алексею Каменскому, потребовалась «скорая помощь».

По свидетельствам активистов, в некоторых отделениях полиции вопреки закону и постановлению правительства власти отказывались передавать задержанным принесенные продукты и воду. Тем самым полицейские сами нарушали статью 3.1 КоАП, которая запрещает унижать человеческое достоинство лица, совершившего административное правонарушение, и причинять ему физические страдания. Впрочем, «декабристам» еще повезло: ранее у активиста одного из левых движений Сергея Аксенова задержали шестилетнего ребенка с няней и допросили без участия родителей. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов находится под арестом почти непрерывно в течение нескольких месяцев. По словам Анны Каретниковой, члена Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, постоянное лишение свободы и безуспешные голодовки привели к серьезному ухудшению здоровья Удальцова.

В гражданских конфликтах соблюдение законов – ключевое условие мирного диалога. Жестокость лишь провоцирует ответную агрессию и способна превратить мирный гражданский протест в настоящие беспорядки.