Статья опубликована в № 3003 от 15.12.2011 под заголовком: Компания недели: «Русский стандарт»

Елизавета Никитина: «Русский стандарт» на рынке слияний

У торговой компании могут быть разные стратегии: владеть гастрономическим бутиком Fauchon в Париже на Мадлен, а можно – «Пятерочкой» в Реутове. Можно продавать вино Petrus по паре бутылок в месяц, а можно грузовиками отгружать дешевое вино в тетрапаках. Обычно эти бизнес-концепции не пересекаются. Но владелец группы «Русский стандарт» Рустам Тарико, похоже, решил показать российскому рынку, что всякое бывает.

После длительного затишья, последовавшего за неудачной попыткой поглощения украинской алкогольной компании Nemiroff (сделка не состоялась из-за того, что акционеры не сошлись в цене и сильно рассорились), «Русский стандарт» развил удивительную активность в области M&A. В ноябре он купил 9,9% польско-российской CEDC на открытом рынке, затем посредством открытого письма предложил объединить водочные направления «Русского стандарта» и CEDC. На этой неделе стало известно, что Тарико купил старинный итальянский винный дом Gancia, один из крупнейших в Италии (выпускает 25 млн бутылок вина в год). Все эти компании объединяют две вещи: во-первых, они работают в сегментах, которых у «Русского стандарта» нет, а во-вторых, испытывают финансовые трудности и в связи с этим стоят не дорого.

Пока водочный бизнес «Русского стандарта» (продажи на сумму около $90 млн в год) на порядок меньше, чем у CEDC. Выручка CEDC только за девять месяцев 2011 г. – $1,23 млрд. Это неудивительно, так как основной продукт «Русского стандарта» – одноименная премиальная водка. А CEDC, включая ее российский актив, группу «Русский алкоголь», работает в массовом сегменте и берет, что называется, числом.

За приобретенный пакет CEDC Тарико заплатил чуть больше $25 млн, тогда как годом ранее тот же пакет стоил бы на порядок больше. Небольшое по сравнению c CEDC семейное предприятие Gancia с 2006 г. тоже в убытках, и долг, по данным Bloomberg, в I квартале 2010 г. составлял 45 млн евро (выручка в 2008 г. была 115 млн евро). Плохая отчетность не мешает этим компаниям оставаться крупнейшими производителями в своих сегментах. Что должно быть очень интересно Тарико, который, будучи амбициозным человеком, не оставляет попыток занять ключевое положение на российском алкогольном рынке – подобное тому, какое он занимал в 90-е, когда контролировал дистрибуцию известных алкогольных брендов, таких как Martini или Johnnie Walker.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать