Кирилл Харатьян: 300 000 подписей для кандидата

Действующий президент Дмитрий Медведев начал политическую модернизацию. В числе первоочередных мер предложена и такая: самовыдвиженцу для регистрации кандидатом в президенты России (т. е. на нынешнюю должность самого Медведева) надо будет собрать 300 000 подписей, а не 2 млн, как диктует закон сейчас.

Прежде всего хочется отметить удивительную актуальность этого предложения – на нынешние президентские выборы регистрация уже закончена, а следующие состоятся, если не будет никаких политических катаклизмов, только через шесть лет. Проще говоря, митинговой гражданской стихии предложено как следует подождать воплощения свободолюбивых идей: введен эдакий переходный период, в продолжение которого, кроме всего прочего, сменится президент. А у нового президента, с которым мы, правда, хорошо знакомы, могут быть и другие реформаторские идеи, а Дума-то наша по-прежнему хорошо управляема.

А вот со сложностью собрать такое количество подписей не так все однозначно. На первый взгляд между 2 млн и 300 000 разницы особой нет – но только на первый. Московский митинг на проспекте Сахарова даже по полицейским оценкам собрал 30 000 человек – это уже десятая часть необходимого; навыки самоорганизации через социальные сети развиваются существенно быстрее нанотехнологий; процедура удостоверения подписей сложна, но некритична.

По сути дела, разговор будет идти только о том, чтобы найти достойного кандидата – такого человека, личность которого заставила бы граждан с таким же пылом, какой вызвала фальсификация выборов, высказывать свою гражданскую позицию.

И вот с этим, как кажется, настоящая сложность. Бывшие чиновники? – вряд ли; деятели культуры? – может быть, но мне вот сомнительно, что среди них найдется новый Вацлав Гавел, т. е. безоговорочный авторитет, чья личность никогда или по крайней мере долго не будет подвержена коррозии любого рода; наконец, митинговые активисты? – тоже не факт, все-таки отстаивание подмосковных зеленых насаждений или последовательное протестное голодание не гарантируют президентских, т. е. универсальных, качеств.

Наверное, все-таки прежде должна родиться какая-то структура, не аморфная, сравнительно однородная, может, даже напоминающая партию, в которой путем демократических процедур выдвинется лидер – и этому лидеру (причем он запросто может быть и кем-то из вышеперечисленных) уже его структура обеспечит такую поддержку, чтобы ее хватило на 300 000 подписей.-