Это шествие было веселым

На редкость правильное все-таки получилось нынешнее субботнее шествие.  Не то, чтобы на первой Болотной или на Сахарова было хуже, нет. Но тут участников посетил настоящий драйв. «Было круто!» - вот одна из постоянно появлявшихся в Фейсбуке оценок. Но почему? Почему так здорово было шагать укутанным по уши рядом с такими же растолстевшими от одежд людьми? Наверняка найдутся красивые и изящные ответы – пока приходят в голову совсем простые.

Да потому что стоял мороз! Не испугались и пришли. Значит, действительно важно все это – шествие, проход по Якиманке и т.д. Был про это и лозунг – в том духе, что наш народ непобедим, раз явился в двадцать один. В смысле в 21 градус мороза на Якиманку. В морозе – особенно, конечно, когда ты тепло одет и движешься – бьются свежесть, прозрачность, бодрость, радость и здоровье. Которому внезапно оказывается, и правда полезен русский холод, к привычкам бытия рождающий любовь.

Еще очень важно, что мы двигались. Стоять и занимать свои квадратные полметра, голосуя только этим стоянием, не так весело. Пребывать в движении – совсем другое дело. Движение – символ действия, когда передвигаешь ногами, поводишь плечами и машешь руками – совершаешь что-то реальное. И от этого хорошо.

Наконец, это шествие было веселым. Лозунгов – остроумных, ужасно смешных – было, кажется, на порядок больше, чем прежде. Уважаемая граждане – как именовала их полиция, призывая проходить через рамочки – основательно подготовились. И несли в руках, на рюкзаках все эти упоительные «Мы за честные амфоры», «Пу, уходи!», «Не раскачивайте лодку – нашу крысу тошнит». Группа учителей скандировала: «Люди волнуются раз, люди волнуются два, люди волнуются три, Путин – суши сухари!», «Я, ты, он, она – вместе честная страна!»

Возможно, все так искренне веселились, потому что прощались с прошлым, с которым, как замечено еще Карлом Марксом, человечество прощается, смеясь. Вчерашний тиран вдруг оказывается смешным тараканом, и очевидно это делается всем.

И вот еще что: рядом шли люди, которые были друг с другом совершенно не согласны, и в ином случае ругались бы до хрипоты, но тут никто никого не раздражал. Стоит сравнить добродушно-радостное шествие по Якиманке с истерически-злобными речами оппонентов, чтобы понять, кто прав и на чьей стороне сила.