Анастасия Голицына: Чего на самом деле стоит Facebook

Если бы в ночь на 3 февраля 2012 г. вы зашли на сайт Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), то столкнулись бы с неожиданными сложностями. Сайт открывался с трудом, и, чтобы добраться до нужных документов, требовалось время. Дело не в хакерской DDoS-атаке или провайдерских войнах. Страницы SEC утонули в потоке желающих взглянуть на свежеопубликованный проспект к IPO крупнейшей в мире социальной сети – Facebook.

Инвесторы ждали IPO Facebook весь прошлый год. Но основатель соцсети Марк Цукерберг давал понять, что компания останется непубличной как можно дольше. Это нужно для того, чтобы сотрудники думали о развитии проекта, а не о том, как заработать на IPO, объяснял он. Но по правилам SEC американская компания обязана начать публиковать свою финансовую отчетность, как только число ее акционеров превысит 500. Facebook преодолеет порог этой весной. Было бы странно в этот момент не провести IPO.

Facebook объявила, что планирует привлечь на бирже $5 млрд. Но источники The Wall Street Journal утверждают, что компания может удвоить эту цифру. Капитализация пока не известна, но инвесторы в последнее время обсуждают оценку на уровне $75–100 млрд. Это означает, что бизнес Facebook может быть оценен в 20,3–27 показателей выручки ($3,7 млрд в 2011 г.).

Сейчас только интернет-компании торгуются по таким фантастическим мультипликаторам. Например, у убыточной китайской соцсети RenRen мультипликатор еще больше – 36. Неудивительно, что многие задаются вопросом, не пузырь ли это и не постигнет ли Facebook судьба доткомов 2000 г. Правда, доткомы не приносили доходов, а прибыль Facebook в 2011 г. составила аж $1 млрд. То есть ее рентабельность по чистой прибыли – 27%, больше, чем у многих маститых интернет-компаний.

Вопрос в том, сможет ли компания радовать инвесторов ростом показателей и после IPO. В прошлом году аудитория Facebook выросла втрое, достигнув 845 млн человек, но в последнем квартале года темпы роста начали замедляться. Не исключено, что Facebook уже выбрала значительную часть аудитории и теперь ей придется задуматься о том, как лучше ее монетизировать. Один из способов – попробовать больше зарабатывать на платежах пользователей. Сейчас 85% выручки приносит реклама, а платежи в приложениях – всего 15%. Не исключено, что умение правильно реализовать эту возможность и покажет, стоит ли на самом деле Facebook $100 млрд.