Максим Трудолюбов: Реформа самого себя

Сделать всех богатыми нельзя, счастливыми – тоже. Даже достижение какого-то уровня ВВП на душу не лучшая цель, а вот найти себя – вполне ясная цель

Чтобы говорить о будущей политике, хочется опереться на какой-то ясный ориентир. Чего хотеть? Можно ли всерьез хотеть более «левой» или более «правой» политики? «Либеральной», «консервативной»? В наших условиях значения политических слов неконкретны, потому что не имеют практического применения. Поэтому, наверное, во главе оргкомитета митингов оказались писатели Борис Акунин и Дмитрий Быков. Они не про узкополитическое, а про человеческое.

А через какое человеческое можно выйти на политическое? Идеальный ориентир, по-моему, это возможность для каждого наилучшим образом применить себя. Эту цель можно даже формулировать как экономическую, ведь люди, реализующие себя, будут давать экономике больше, чем недовольные получатели минимальных зарплат и пенсий.

Сделать всех богатыми нельзя, счастливыми — тоже. Даже достижение какого-то уровня ВВП на душу не лучшая цель, хотя, конечно, полезная. А вот найти себя — вполне ясная цель.

Конечно, найти себя — задача личности, а не государства. Более того, далеко не каждая личность задумывается о том, чтобы лучшим образом себя реализовать. Заставить думать о такой цели нельзя, особенно при нынешнем культе денег. Тут нужна хотя бы минимальная склонность к поиску, хотя бы пара прочитанных книг. Задумываться никого не заставишь, но можно ведь дать возможности тем, кто начал задумываться — хотя бы и в негативном ключе («выхода нет»).

Многие считают, наверное, что жизнь их предопределена. Они связаны с местом своего рождения, с занятиями, которые видят вокруг, с тремя предприятиями, которые есть в городе. С тем, что просто физически переехать в другой город дорого, да и узнать о возможностях неоткуда. Связаны люди и тем, что самая распространенная мечта — разбогатеть. А самый быстрый способ разбогатеть — войти в местную мафию или стать чиновником с хорошим коррупционным потенциалом. И это не только ограниченность фантазии, это и вполне реальная загнанность в свою узкую грустную колею.

Значит, задача государства — дать потенциальные выходы из колеи. Чтобы выйти из колеи, нужны дороги, развилки и материальные возможности. Дороги нужны и физические, и информационные — возможность знать о возможностях. Нужен не только интернет в школах, но и развитое дополнительное образование, «дворцы пионеров», спортивные школы, которые дают узнать в себе дизайнера, атлета или общественного деятеля.

Для всех этих прекрасных вещей нужно умное государство. В основе такого умного государства должна быть оптимальная налоговая и бюджетная система. Налоги должны быть не высокими или низкими, а точными, и такими же точными должны быть бюджетные расходы и социальные выплаты. Налоги должны изымать ровно столько, сколько нужно для поощрения производственной и творческой активности.

А чтобы система была такой, нужно осмысленное отношение к ресурсам — природным и человеческим, — и честный бюрократический аппарат. То есть нужно перейти от бешеной экстракции ресурсов — нефти, газа, руды, людей, их здоровья и психики — к созданию новых благ. Пожелать такого — значит, пожелать полного переворота политической системы и изменения главных стимулов для всех игроков. Они должны жить не как на пороховой бочке, как сейчас, а рассчитывать на долгое время впереди. По сути, нужно помочь каждому создать себе перспективу в собственной стране.

Можно ли назвать это левой или правой политикой? Это скорее изменение отношения к ресурсам и времени. В конечном смысле — переход от лихорадочной жизни к долгосрочной и разумной. Можно ли ввести такую реформу законом? Ведь это и реформа государства, и реформа себя в одинаковой мере.