От редакции: На подступах к "Эху"

Досрочные замены в совете директоров радиостанции «Эхо Москвы» (см. статью на стр. 01) подаются как бизнес-история, которая никак не должна сказаться на редакционной политике. Но пройти мимо никак нельзя. «Эхо» – как к нему ни относиться – один из важнейших институтов свободы слова и подотчетности государства в России. Радиостанция проработала 21 год в условиях чаще трудных, чем легких, создав свою традицию и обретя уникальный голос.

Контролирующий акционер «Эха» «Газпром-медиа» (66% голосующих акций, 34% у журналистов) потребовал досрочного переизбрания совета директоров. Предполагается, что изменения произойдут 29 марта на собрании акционеров, в результате совет покинут независимые директора Александр Маковский и Евгений Ясин, главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов и его зам Владимир Варфоломеев. В новом составе совета не будет ни одного журналиста, а контролирующий акционер усилит свои позиции: теперь его будут представлять шесть человек (включая одного независимого директора), а редакцию – трое (гендиректор, юрист и независимый). Раньше было пять на четыре.

По уставу радиостанции и по закону о СМИ учредитель не вмешивается в редакционную политику. «Эхо Москвы» – редкое СМИ, в котором реализован и успешно действует институт выборности главного редактора. Избранного редактора утверждает совет директоров. Венедиктов был переизбран на этот пост год назад, его контракт истекает еще через два года.

Тем не менее вчера Венедиктов, комментируя ситуацию, говорил о политическом давлении и допустил, что теперь «Газпром-медиа» будет легче уволить главного редактора. Это политическое давление, уверен Венедиктов, исходит не со стороны критиковавших «Эхо» Владимира Путина и Дмитрия Медведева, а со стороны чиновников и менеджеров, посчитавших, что эта критика была командой «фас». Стремление улавливать сигналы сверху и исполнять то, что не было формально приказано, – свойство российских чиновников, мечтающих выслужиться. История с «Эхом» – проверка Путина на соответствие заявленным им принципам. События на «Эхе» помимо прочего важны тем, что покажут, можно ли в наших условиях отстоять журналистскую независимость, опираясь на законы и правовые нормы.