От редакции: Тень пакта Монклоа

Копирование общественных явлений из отечественной и зарубежной истории иногда приводит к появлению пародий на прошлое. Общественный договор, проект которого предложил подписать Сергей Шойгу (более подробно см. «Ведомости» от 20.02.2012, стр. 02), должен символизировать диалог власти и общества. Публичный отказ Леонида Парфенова от авторства и подписания документа, отсутствие в списке ответственных за честные выборы Владимира Чурова (или он уже не рассматривается в этом качестве?) и известных оппозиционеров наводят на мысли о небрежности и имитации.

Авторы текста предлагают отказаться от пересмотра итогов думских и президентских выборов в обмен на взаимный пересчет голосов. Автор текста Сергей Кургинян намекает: вот аналог подписанного в октябре 1976 г. испанского пакта Монклоа между оппозицией и властью. Пакта, обеспечившего мирный переход страны от диктатуры к демократии. Но испанский документ затрагивал ключевые проблемы политики и экономики, консультации правительства с политическими партиями, и общественными, и религиозными, во дворце продолжались 18 дней. Общественный договор Шойгу – Кургиняна затрагивает только институт выборов. Документ предлагают подписать в форсированном режиме в разгар предвыборной кампании, в которой участвует создатель нынешних правил игры. Это как если бы испанским политикам предложили подписать пакт Монклоа по инициативе Франсиско Франко (который сам не собирается его подписывать).

Но дело не только в этом. В подписании пакта Монклоа участвовали реальные независимые участники политического процесса – от умеренных франкистов до вышедших из подполья социалистов и коммунистов, руководители спецслужб, судов и легализованных профсоюзов. Потенциальные субъекты нынешнего договора очень разные – тут и настоящие политики, и ненастоящие, а некоторых существенных фигур нет вовсе. Цель подобных соглашений – укрепление доверия между различными политическими силами в переходный политический период. Доверие можно строить, только когда суть договора обсуждается открыто и с участием всех сил.