Грег Кларк: Глобальная Москва

Глобальные города – это перекрестки мировой экономики. В 1990-е гг. Лондон, Нью-Йорк и Токио были образцовыми глобальными городами. Еще около десятка городов планеты предлагали глобальному капиталу схожий набор услуг в несколько меньшем ассортименте. Сегодня в динамично меняющемся мире группа городов, в которых сосредоточены экономические мощности и политические компетенции, гораздо шире.

Москва уже находится в этом ряду новых развивающихся глобальных городов (emerging world cities). Среди таких новых центров глобальной экономики Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, Стамбул, Шанхай, Пекин и Сеул. И они должны планировать свое развитие так, чтобы повысить конкурентоспособность в будущем. Россия выиграет от того, что Москва станет глобальным городом и будет играть важную роль среди прочих центров бизнеса, финансов, транспорта, культуры, образования и науки. Это откроет принципиально другие возможности для Москвы и других городов России, обратит внимание мира на их достоинства.

Какую модель развития следует принять Москве?

Существуют разные модели глобальных городов. Лондон, Нью-Йорк и Гонконг – это космополитические города межконтинентального значения, играющие важную роль в глобальной системе финансов. Париж, Токио и Сеул являются международными хабами для своих континентов, но при этом сохраняют национальную идентичность. Сан-Паулу и Шанхай в своем развитии выбрали путь Лондона и Нью-Йорка. Пекин и Дели все больше напоминают Париж и Токио. Москве, Стамбулу и Мумбаи только предстоит сделать выбор.

Сейчас правительство Москвы работает над новым планом развития столицы. Это правильное время для того, чтобы запустить новый цикл инвестиций, которые сделают Москву успешным глобальным городом. Решая похожие задачи, Лондон, Нью-Йорк, Токио и Гонконг использовали различные стратегические подходы. Париж, Сан-Паулу и Шанхай недавно завершили работу над новым проектом стратегического позиционирования и планирования. Кто из них может предложить Москве полезный опыт?

Долгосрочные стратегические планы являются характерной чертой управления мировым городом. Подобные планы были разработаны в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Токио, Шанхае и многих других сложившихся и развивающихся глобальных городах. Такой же план сейчас разрабатывается и в Сан-Паулу. Стратегический план дает возможность создать долгосрочную повестку дня и план действий. Он будет средством превращения видения, ценностей и амбиций в практические управленческие и инвестиционные программы. Это инструмент коммуникации, соединяющий воедино прошлое, настоящее и будущее, рассказывающий историю города и планы по его развитию. Стратегический план позволит выделить приоритетные проекты и решения, которые важны в долгосрочной перспективе. На этом же начальном этапе нужно определить инвестиционные возможности и приоритеты, заложить потенциал совместных инвестиций и государственно-частного партнерства. Стратегический план будет также инструментом пространственного воздействия на общество, экономику и государственное управление. Пространственный характер стратегического плана позволяет интегрировать в него экономические, физические, социальные, экологические, культурные и другие аспекты.

Долгосрочный характер стратегического плана требует стабильной основы для его воплощения. Именно поэтому план должны поддержать все стейкхолдеры города, а не только партия, находящаяся у власти в настоящий момент, или команда действующего мэра. Широкий общественный консенсус при принятии стратегического плана – залог его успешной реализации даже при смене политической власти.

Многие из существующих сегодня долгосрочных планов развития глобальных городов могут представлять интерес для Москвы. Цель каждого из них – решение наиболее актуальной проблемы в жизни города:

план развития Нью-Йорка в существенной мере направлен на улучшение качества жизни в городе, чтобы уравновесить его традиционный и глубоко укоренившийся деловой дух;

план развития Лондона отвечает на демографический и экономический вызовы; его задачи – обеспечение устойчивого развития в условиях увеличивающейся плотности населения и стимулирование деловой активности в реорганизованном центре города;

план регионального развития Парижа (проект «Большой Париж») сосредоточен на интеграции обширного столичного региона за счет развития инфраструктуры и создания новых точек роста;

план регионального развития Гонконга меняет правила землепользования, чтобы поддержать экономический рост в рамках новой программы развития региональной экономики;

новый план развития Сан-Паулу предполагает перестройку основы города и его социальной ткани, чтобы он оказался в состоянии играть роль мирового города XXI в., к которой он стремится.

Москве не следует полагаться только на один из этих планов развития. Ей необходимо определить свои собственные долгосрочные цели и умело сочетать опыт других городов мира. Например, в таком важном аспекте, как финансовая основа реализации стратегии, глобальные города имеют разные ориентиры. Гонконг и Париж традиционно обращаются к центральному правительству, которое определяет и финансирует будущее региона. А при стратегическом планировании Лондона и Нью-Йорка большую роль играет частный сектор, для которого разрабатываются законодательные стимулы и перспективные инвестиционные направления.

Три приоритета для Москвы

Для того чтобы стать глобальным городом, Москве необходимо развиваться в трех направлениях:

1. Прежде всего экономические реформы и изменение нормативной базы должны создать в городе более благоприятную среду для бизнеса, инвесторов и туристов. Это включает упрощение визового режима, повышение безопасности, правопорядка и прозрачности.

2. Развитие инфраструктуры и реорганизация землепользования в целях создания более подходящих условий и возможностей для функционирования международного, национального и локального бизнеса.

3. Новое позиционирование и продвижение Москвы, основанное на ее великой истории и культурном наследии, но с добавлением к этому имиджу открытости, космополитичности и разнообразия большого и стремительно меняющегося города.

Соединение этих направлений в новом плане развития позволят Москве создать ясную программу развития города мирового уровня, который так нужен России.

Москва занимает уникальное положение на карте мира, соединяя Европу и Азию. За эту роль с ней могут конкурировать, пожалуй, только Стамбул, Дубай или Абу-Даби. Однако все они могут добиться такого же успеха, как новые азиатские лидеры – Сингапур, Сеул, Пекин, Шанхай и Гонконг.

Растущим глобальным городам есть чему поучиться друг у друга, поэтому в основе стратегических планов часто лежит международный опыт. Например, для создания и надзора за реализацией нового плана развития Сан-Паулу был создан международный комитет лидеров в области стратегии из Лондона, Нью-Йорка, Барселоны, Пекина, Гонконга, Сингапура и Мадрида. Эти специалисты консультируют городские власти по стратегическим вопросам и предупреждают о возможных ошибках. Разрабатывая новый план развития, Москва также должна стать местом обмена опытом и технологиями городского развития.

Новый план развития Москвы очень важен для России. Эта стратегия должна задать новые стандарты для других городов России, показать, как могут быть решены проблемы развития инфраструктуры, изменения правил землепользования и застройки, создания благоприятного климата для бизнеса и инвестиций. Этот план определит развитие Москвы в течение следующих 20 лет, сформирует ее репутацию во всем мире, а не только в пределах России.

Время для разработки нового плана развития Москвы пришло. Сегодня внимание всего мира притягивают Шанхай, Сан-Паулу и другие растущие города. Москва могла бы стать им серьезным конкурентом.

Автор – профессор Urban Land Institute в Европе, председатель международного консультационного комитета Сан-Паулу