От редакции: Свобода дороже

Россияне, в принципе, догадываются, что цены на газ, электричество и бензин определяются в нашей стране нерыночным путем. Но стоит ли этому радоваться или лучше, наоборот, добиваться отмены госрегулирования и многочисленных субсидий, понять сложнее. И немудрено: государство так активно вмешивается в ценообразование в топливно-энергетическом секторе, что реальная цена искажена до неузнаваемости.

Сколько должен стоить бензин в стране, недра которой полны нефтью? Каким на самом деле должен быть счет за электричество и газ для российских потребителей?

Принято считать, что «Газпром», нефтяные и электроэнергетические компании по приказу государства держат цены для соотечественников на низком уровне. А будь рынок полностью свободным, цены были бы выше.

В этом есть доля правды. Во-первых, государство косвенно способствует снижению цен на энергоносители, предоставляя щедрые субсидии их производителям. Налоговые льготы, дешевые кредиты и другие многочисленные формы господдержки нефтегазовой отрасли в России мы описывали в статье «Добываем деньги» (см. «Ведомости» от 21.02.2012). Государство прощает компаниям отрасли по $20 млрд ежегодно.

Во-вторых, государство из года в год волевым порядком устанавливает пониженные внутренние тарифы на газ и электроэнергию. Цены на бензин и другие нефтепродукты хотя и не регулируются напрямую, но во многом зависят от неформальных соглашений между правительством и нефтяными компаниями. Ради президентских выборов, например, нефтяники пообещали правительству держать цены на топливо на уровне декабря, несмотря на рост стоимости нефти и другие объективные рыночные факторы.

Международное энергетическое агентство оценивает суммарный размер субсидий потребителям ископаемого топлива в России в $39 млрд (данные за 2010 г., расчет по методу ценовой разницы). Благодаря заниженным ценам российские потребители газа экономят $17 млрд в год, электроэнергии – $22 млрд, считает МЭА. По этому показателю Россия на третьем месте в мире после Ирана, который субсидирует энергопотребителей на $80 млрд в год, и Саудовской Аравии ($44 млрд).

По итогам 2011 г. мы обгоним даже Иран, прогнозируют Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Международный институт устойчивого развития в докладе «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?».

В докладе говорится, что Иран провел кардинальную реформу, чтобы уменьшить нагрузку на госбюджет и повысить эффективность экономики. До реформы цены на энергоносители там субсидировались зачастую более чем на 90%. После реформы цены на обычный бензин выросли на 300%, на высококачественный бензин – на 230%, на дизтопливо – на 840%.

Эти цифры вроде бы должны убедить россиян, что родное правительство хорошо поступает, препятствуя рыночному ценообразованию, а то цены могут вырасти до небес.

Но все не так просто. В конечном итоге потребители сильно страдают от перекрестного субсидирования, переплачивая за товары и услуги. Только подсчитать эту переплату труднее, чем увидеть щедрые государственные субсидии.

Ради перекрестного субсидирования государство жестко ограничивает конкуренцию в определенном секторе, чтобы компании сектора могли получать сверхприбыль. А потом часть этой сверхприбыли заставляет расходовать на Олимпиаду, дворец Кадырова или предоставлять услуги населению по цене ниже реальных издержек. Но из-за ограничения конкуренции мы платим много скрытых дополнительных налогов в самых разных отраслях. Тот же «Газпром», например, имея монополию, много лет ограничивает доступ к газовой трубе для остальных. В результате в России сжигается в факелах 90–95% добываемого попутного нефтяного газа, который невыгодно транспортировать и перерабатывать. Если бы эти 16 млрд куб. м газа ежегодно не сжигались, а поступали на рынок, а цена устанавливалась не в правительстве, а на бирже, то и газ, и вырабатываемая из него электроэнергия были бы явно дешевле.