Алексей Левинсон: Президент надежд

Так Юрий Левада отозвался о «феномене Путина» в начале его первого срока. Преобладание надежд над оценками результатов как особенность отношения россиян к этому политику сохранялось практически на всем протяжении его президентства. На специально поставленный вопрос – мол, не устали ли ждать – люди отвечали утвердительно, но все равно продолжали надеяться. Ситуация воспроизводится и теперь, к началу срока третьего. Как объясняли опрошенные в феврале, главная «причина, по которой люди доверяют Путину», в том, что они «не видят, на кого другого они еще могли бы положиться» (37%). Но почти столь же весома причина вторая: «люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны» (35%). Нам столько рассказали о достигнутом при нем, но все равно у людей надежд почти вдвое больше, чем удовлетворения от результатов его деятельности: лишь 19% сочли основой доверия то, что «люди убедились, что Путин успешно и достойно справляется с решением проблем страны». Вообще, успехи Путина оценивают скромно, на неудачи обращают больше внимания. Из успехов чаще всего называют «укрепление международных позиций России», это мнение 17% россиян. А неудачи Путина в «борьбе с коррупцией» упоминают 38%, неудачи в «повышении уровня жизни граждан, в росте зарплат и пенсий» 21%. Неудачными считают обещанные меры по «обузданию олигархов» (21%). Но все же до 25% верят в то, что после выборов президента в России начнется «рост и развитие» (опасаются «торможения и застоя» 22%).

Мы сообщали, что в октябре 2011 г., сразу после отказа Медведева от претензий на второй срок, массовое сознание возложило на Путина ожидания по улучшению положения в стране. Эти надежды лишь чуть ослабели к нынешнему моменту. Тогда ждали «улучшения экономического положения» 40%, теперь 36%, исправления «условий для ведения бизнеса» ждали 31 и 28% соответственно. Особо интересно отметить преобладание оптимизма над скепсисом в отношении вопросов «третьей корзины». Так, ожидания того, что в течение ближайших 12 лет «положение со свободой слова и соблюдением прав человека улучшится», имеют 25%, тогда как ждут ухудшений 14% (46% не ждут перемен, остальные не знают, что сказать). Примерно так же распределились ответы относительно свободы печати и свободы выезда за рубеж. Вообще, на «развитие демократии» надеются 39% (ждут «авторитаризма и диктатуры» 15%). Почти 70% населения думали в октябре, что после 2012 г. в стране начнется «продолжение экономических и политических (так!) реформ». Среди 45% населения обнаруживается вера в то, что при новом путинском правлении будет преобладать «открытая публичная политика», а 44% верят, что начнет господствовать «уважение к правам человека».

Можно счесть наивным, что всего этого ожидают от прихода Путина. Можно счесть наивным, что другие того же ожидают от его ухода. Но еще наивнее было бы думать, что эти ожидания можно игнорировать.