Статья опубликована в № 3055 от 07.03.2012 под заголовком: Гендерный баланс: Неохваченный рынок женского бизнеса

Снежана Стоилькович: Неохваченный рынок женского бизнеса

Некоторые цифры говорят сами за себя. Женщины владеют 35% малых и средних компаний в развивающихся странах. Женщины составляют около 40% рабочей силы в мире. К 2014 г. покупательная способность женщин составит $28 трлн. Женщины более эффективные участники общества, потому что они активно реинвестируют свои доходы в здоровье, образование и семью.

И тем не менее недавнее исследование Всемирного банка показало, что в законодательстве 102 из 141 страны есть хотя бы одна норма, которая по-разному применяется к мужчинам и женщинам и при этом сужает экономические возможности женщин. В развивающемся мире женщины с большей долей вероятности заняты в неформальном секторе экономики, где их труд менее эффективен, зачастую они не имеют права владеть землей.

Вдобавок к проблемам, которые осложняют жизнь всем предпринимателям, женщины сталкиваются с предубеждением, когда речь заходит о создании или развитии собственного бизнеса или доступа к финансированию.

Это не только лишает женщин перспектив, но и снижает потенциал роста, производительность и результаты всей экономики в целом. Неравенство полов дорого обходится обществу.

Очевидно, что страны не добьются устойчивого роста без активного участия женщин и снятие гендерных барьеров для инвестиций – одно из ключевых условий для этого. До сих пор в мире слишком много стран, где женщины законодательно ограничены в вопросах ведения бизнеса. Например, в некоторых странах для деловых транзакций, совершаемых женой, может требоваться подпись мужа. По экспертным оценкам, снятие этих барьеров в некоторых секторах могло бы повысить производительность труда на 25%. Неудивительно, что самые конкурентоспособные секторы производства в мире те, где разница между доходами мужчин и женщин минимальна.

Можно выделить три основных уровня гендерного неравенства, которые делают законодательство стран неблагоприятным для экономической активности женщин. Первый уровень – это неравенство правового статуса и неравный доступ к владению собственностью для женщин и мужчин, что оказывает глубокое негативное влияние на экономические возможности женщин. Второй уровень – это когда в теории законы и процедуры для мужчин и женщин равны, но на практике поддерживающие их институты могут создавать условия, которые приведут к неравному доступу и контролю над экономическими ресурсами для женщин и мужчин. И наконец, даже если на первых двух уровнях все в порядке, на уровне принятия решений, в торговых палатах и различных лоббистских кругах женщин гораздо меньше, чем мужчин. А значит, у женщин гораздо меньше возможностей влиять на принятие решений.

Справедливости ради надо отметить, что инвестиционный климат для женщин-предпринимателей постепенно теплеет. Например, в Уганде женщины уже могут ходить в банк, брать кредиты и покупать землю. Женщины в Демократической Республике Конго могут официально зарегистрировать свой бизнес. А в Индонезии наметился прогресс в вопросе предоставления альтернативных видов залога по кредитам для женщин. Каждая такая подвижка открывает больше возможностей для женщин реализовать свой экономический потенциал.

Следующий ключевой элемент – доступ к финансированию. В большинстве стран Южной Африки банки никогда не одобряют кредитные заявки, поступающие от женщин. В Латинской Америке некоторая часть компаний, которыми владеют женщины, получает кредиты, но их размер недостаточен, чтобы удовлетворить потребности в финансировании. Практически во всех регионах мира банки не предоставляют одинакового набора услуг компаниям, принадлежащим мужчинам и женщинам.

По разным оценкам, потребности в финансировании предприятий, которыми владеют женщины, составляют $260–320 млрд в год. Но если микропредприятия могут рассчитывать на микрофинансовые институты, а крупные предприятия – на внимание банков, то малые и средние предприятия, которые принадлежат женщинам, – это самый неохваченный сегмент, забытая середина.

Большинство банков, в том числе в России, все еще не обращают должного внимания на огромный неохваченный рынок женского бизнеса. Нам известен опыт российских кредитных организаций, в том числе опыт одного из нижегородских банков, демонстрирующий, что женщины в 1,5 раза более дисциплинированные заемщики. В портфеле этого банка около трех четвертей женских кредитов. И может быть, другим банкам тоже стоит обратить внимание на женский бизнес и принять умное экономическое решение?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать