Кирилл Харатьян: Уголовное отношение к людям

Полицейские, пытавшие покойного казанца Сергея Назарова, очень молоды: старшему – 25 лет; младшему, Ильнару Ибатуллину, и вовсе 23 года – по данным министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова, он только в августе окончил Казанский юридический институт, еще года не проработал!

Вряд ли в институте учат такому обращению с задержанными – тогда что же? так принято в казанском отделе полиции «Дальний»? Можно было бы так полагать, если бы от подобной же пытки не погиб в вытрезвителе чуть более двух лет назад томский журналист Константин Попов.

Волей-неволей напрашивается аналогия полицейских (милицейских) пыток с тем бесчеловечно жестоким наказанием, принятым в уголовной среде, после которого наказанного перестают считать за человека.

Теперь приведу цитату, которая, возможно, объясняет, почему правоохранители так себя ведут.

«То, что этот вопиющий случай стал предметом гласности и открытого разбирательства, делает честь главе МВД Татарстана, поскольку он не стал скрывать случившееся. А ведь мог, поскольку речь идет о человеке, будем говорить откровенно, не ангельского нрава и не элиты общества, этот человек был шесть раз судим» – это зампред Совета Федерации Александр Торшин, прежде работавший прокурором. Повторю: если гражданин России не из элиты и подвергался лишению свободы, можно и не обращать внимания на то, что с ним делают полицейские.

Иными словами, у правоохранителей России есть отдельно хорошие граждане, к которым следует относиться по-человечески, и отдельно плохие, которых и гражданами-то следует считать условно. Примерно таково же, рассказывают, устройство мира в уголовной среде: есть люди, которых надо уважать, и все разнообразные не-люди, считаться с которыми необязательно.

Уголовное отношение к людям правоохранителей, кажется, невозможно победить гуманизирующими поправками в кодексы. Надо менять традицию, которая позволяет молодым полицейским насиловать немолодого и неангельского задержанного, а это возможно, кажется, только методом более чем решительной чистки.