От редакции: Накажут ли Ярославль

Важнейший результат выборов мэра в Ярославле не в собственно победе оппозиционного кандидата над кандидатом-единороссом. Поражения негласных фаворитов, пользующихся официальной поддержкой, случались и раньше. Виктор Кондрашов, которого поддерживали коммунисты, в марте 2010 г. победил в Иркутске. Сергей Андреев недавно выиграл выборы в Тольятти. Выиграли независимые кандидаты и на муниципальных выборах в Подмосковье в марте 2012 г. – в пяти районах и городах из девяти.

Феномен Ярославля в том, что в городе прошли эталонные выборы, легитимность которых никто не берется оспаривать. Отчасти прозрачность и честность прошедшей кампании можно объяснить близостью областного центра к столице и многочисленным десантом борцов за чистоту выборов (подробнее см. статью на стр. 02). Однако дело не только в качественном аудите, но и в организации волеизъявления горожан: по свидетельствам самих наблюдателей, они не без удивления заметили, что большинство участников избирательного процесса не пытались подыгрывать одной из сторон. Члены избиркомов фиксировали попытки вбросов бюллетеней, обычно индифферентные полицейские ловили скупщиков голосов. Почему такие выборы удалось провести не в столице или мегаполисе, а в «обычном» крупном (около 600 000 жителей) городе на севере Центрального района?

До начала 2000-х гг. область была экономически самодостаточной. Даже в путинские годы ярославцы позволяли себе вольности: можно вспомнить запрос депутатов облдумы о легитимности назначения губернаторов осенью 2005 г., отозванный только под жестким давлением Кремля. Ярославль – крупный культурный и научный центр, до кризиса 2008 г. город развивался благодаря разумной инвестиционной политике. Отток человеческого капитала в Москву компенсируется притоком из соседних депрессивных регионов. Кроме того, как объясняет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, в области при прежнем губернаторе Анатолии Лисицыне сложились самостоятельные крупные муниципалитеты, региональные власти почти не воевали против местных элит. Нынешний назначенный губернатор Сергей Вахруков, не имея поддержки снизу, не сумел подмять городское самоуправление и лишить его независимости.

Поэтому его попытка навязать горожанам непопулярного мэра обернулась громким провалом.

Для Евгения Урлашова теперь все только начинается. Его ждет два рода испытаний: профессиональные и политические. Жители города скоро сумеют оценить готовность нового мэра решать типичные для российских городов повседневные проблемы: недостатки дорожной сети, устаревшего жилья и непрозрачной системы ЖКХ. Урлашову досталось непростое наследство, юбилейный финансовый поток, призванный обновить город к тысячелетию, которое отмечали в 2010 г., иссякнет в ближайшие год-два. Наиболее крупные промышленные активы Ярославля находятся теперь в собственности крупных компаний, которые платят налоги в Москве. Область и город теперь зависят от федеральной финансовой помощи, которая составляла в последние годы 25–27% доходов регионального бюджета.

Еще сложнее политическое испытание. Сотрудничество или, наоборот, противодействие областных властей и центра избранному градоначальнику покажет, решил ли Кремль наказать город за нелояльность. Рычагов у федеральных властей достаточно, включая и финансовое давление, и угрозы преследования. За последние годы власть заставила уйти или «ушла» с помощью уголовных дел или финансового давления несколько десятков избранных мэров крупных и малых городов – Томска, Ставрополя, Братска – или вынудила их вступить в партию власти, как это случилось с Виктором Кондрашовым. Вчерашние слова функционера «Единой России» о людях, «которые просто отдают свои голоса на выборах и понимают, что значит проголосовать за неподготовленного кандидата», звучат угрожающе. Ответ на вопрос, что Москва решила сделать с Ярославлем, мы получим скоро. Это будет индикатором дальнейших действий политических менеджеров Кремля.