Художник, видимо, прав, когда лев

А вы уже ходили на дискуссию? Не важно, на какую, сегодня много разных дискуссий. Жанр публичного обсуждения ожил, встрепенулся, как в конце 1980-х. Еще бы: после митинга должна быть дискуссия. Вы же ходили на митинги?

На «Винзаводе» была дискуссия о «новых левых». Полный зал! Лица – почти все юные. Во втором отделении – «левый концерт» «Песни революции», но юные лица пришли не за этим. То есть и за этим тоже, но главное, они пришли послушать теоретиков и практиков левизны, художественной и театральной. Потому что теперь очень актуально быть левым. Но не очень понятно, достаточно ли прочитать Маркса и сходить на пару митингов. И можно ли Маркса не читать? И можно ли после митинга в кафе, не слишком ли это буржуазно? Или это старым левым нельзя, а новым можно? Наконец, строить жизнь с кого? В общем, не так-то просто определиться налево.

Нельзя сказать, что разговор не задался. В информативной части все было хорошо. Философ Кети Чухров напомнила, в чем суть левых идей (вопросы о социальной справедливости и переводе в общественную собственность средств производства, утопия равенства и всеобщего блага). Поэт Кирилл Медведев уточнил, когда появились «новые левые» (в конце 1950-х) и почему (как альтернатива традиционным левым партиям с их ограниченным классовым сознанием и неповоротливыми иерархическими структурами). Но поспорить собравшимся, кажется, было особенно не о чем, и модераторы дискуссии театральный критик Марина Давыдова и режиссер Кирилл Серебренников никак не могли нащупать настоящий конфликт.

Правый фланг не шел в атаку, все сочувствовали левым. Потому что, когда дело касается искусства, слева, конечно, в большинстве случаев интереснее: там утопии и разного рода радикализм, а справа одни только буржуазные ценности и культурный досуг. То есть теоретически все старое и скучное должно быть правым, а все новое и дерзкое левым. В Европе все примерно так и есть, как рассказали пришедшие на «Винзавод» руководитель отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве Вольф Иро и главный редактор польского журнала «Диалог» Иоанна Краковска. В Европе практически все передовые художники левые, это очень удобно и практично. У них есть хорошо обустроенное буржуазное общество, его логично критиковать с позиций левой идеологии и с помощью радикальной левой эстетики. А у нас, например, режиссер Константин Богомолов, поставивший вполне левый по эстетике спектакль «Лир», на дискуссии признал, что как-то все-таки скорее либерал. И режиссер Кирилл Серебренников тоже вряд ли готов себя под Лениным чистить.

А ведь трудно, наверное, быть прогрессивным художником либеральных взглядов: идеология входит в противоречие с языком. С другой стороны, если прогрессивный художник либеральных взглядов не ищет легких путей, сегодня в России у него есть прекрасная возможность поставить перед собой архисложную сверхзадачу: сначала принять самое деятельное участие в построении нормальной буржуазной демократии, а уж потом стать по-настоящему левым и со всей страстью этот либеральный порядок критиковать.